СКАЧКИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДО 1,5 ЛЕТ: РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ ИЛИ ЭТО МИФ?

№1112289 Скачки развития у детей до 1,5 лет: реально существуют или это миф?
Инна Жен., 32 лет. Саранск
Зарегистрированный пользователь
16.05.2023 15:15
Здравствуйте!
Подскажите, существуют ли так называемые скачки развития в определенном возрасте (8 недель, 12 недель, 17 недель и т.д) до 1,5 лет?
Наш педиатр сказала, что это бред.
Прямая специальность
Tatiana. врач -педиатр
Рейтинг. Tatiana
врач -педиатр
вы можете ориентироваться на центильные таблицы, по ним указаны примерные изменения роста веса окружности головы и грудной клетки малыша до года и далее, до года все отмечено по месяцам. 
Время создания: 17 Мая 2023 10:53
Оценок: 2
Прямая специальность
Палецкий Станислав Григорьевич. аллерголог-иммунолог
Рейтинг. Палецкий Станислав Григорьевич
аллерголог-иммунолог
Каждый родитель порой замечает, что на протяжении какого-то времени его ребёнок ведёт себя спокойно, а потом вдруг
резко начинает плохо спать, капризничать, отказываться от еды или наоборот чаще
просить грудь (если грудное вскармливание) и постоянно просится на ручки, а
спустя несколько дней он снова спокойный да ещё и чему-то научился. Вот такие
периоды называются «скачки роста» или их ещё называют «скачки развития».
 
За первые 1,5 года малыш переживает 10 таких скачков развития.
Так как у всех детей это происходит примерно в одинаковый период (исключение составляют детки-торопыжки), то специалисты
составили наглядную таблицу, по которой можно проследить, когда ожидается
следующий скачок.

Каждый скачок развития - это освоение нового навыка малыша. Рассмотрим, что несёт в себе каждый скачок. (Данные на основе книги Вандерейт Х., Плой Ф. «Капризничает? Значит развивается!»)
5 недель. Мир ощущений.
После родов малыш набирался сил и почти все время спал. К пятой неделе ребенок вдруг начинает лучше видеть, различать звуки, узнавать лица родителей. Малыш еще не умеет
справляться с новыми ощущениями. Ему нужно несколько дней, чтобы привыкнуть к
этой непривычной для него среде.
Ребенок начинает чаще и дольше рассматривать предметы, прислушиваться. Многие детки именно в этот период
начинают улыбаться, а те, кто улыбаться начал раньше, делают это чаще.
Разговаривайте с малышом - повторяйте его звуки, позитивно отзеркалившие:(Кто это тут такой красивый и довольный лежит? Это Вася! Вася улыбается, Васе нравится...)
8 недель. Мир явлений.
Малыш отделяет себя от всего остального пространства вокруг. Вдруг обнаруживает свои руки и ноги, начинает
координировать движения, управлять мимикой, держать голову. Теперь малыш может
следить за близким к нему предметом, перемещениями мамы, поворачивать голову на
знакомые звуки и даже подражать родителям, повторяя за ними звуки.
В этот период научите смыкать ладонь вокруг игрушки, не препятствуйте изучению рук и ног, носите ребенка с собой или
ставьте его люльку туда, где вы сами, покажите малышу разные вещи и игрушки.
12 недель. Мир плавных переходов
Ребенок может замечать и оценить простые изменения в звуках, текстуре, вкусе, свете, движении. Малыш начинает понимать,
что он сам может взять игрушку в руку. Некоторые детки в этот период совершают
первый самостоятельный переворот на живот. Им становится интересно лежать на
животе, так лучше видно, что происходит вокруг.
В этот период мотивируйте использовать голос (отвечайте на его звуки, вовлекайте в «разговор»). Дайте потрогать разные
текстуры, формы. Реагируйте на настроение малыша. Поиграйте в «самолетик»:
поднимите, держа малыша на поверхности вашей руки до локтя (придерживая второй
рукой), пролетите, приземлите. Поиграйте в «маятник»: раскачивайте не сильно из
стороны в сторону на коленях или на весу.
17 недель. Мир событий.
Теперь малыш понимает, что он может самостоятельно дотянуться до игрушки, сжать её одной рукой, повернуть, чтобы
осмотреть со всех сторон, потрясти и попытаться засунуть в рот. Ребенок
начинает осознавать, что мир состоит из объектов, которые продолжают
существовать, вне зависимости от того, видит он их или нет.
В этот период поместите разные игрушки и предметы так, чтобы малыш мог сам дотянуться. Продолжайте давать малышу
пощупать разные ткани, материалы, предметы. Дайте пошуршать пакетами (положите несколько пакетов в наволочку и положите под ноги малыша). Стимулируйте двигательную активность, для этого погремите погремушкой сбоку, мотивируя его
повернуться на источник звука.
26 недель. Мир взаимосвязей.
Малыш становится значительно мобильнее, он учится координировать движения рук и ног с движением всего тела, начинает
изучать взаимосвязи между вещами. Осознает, что мир огромный и от одной вещи до
другой нужно добраться. Если мама уходит, малыш не может последовать за ней, а
если может (уже научился ползать), понимает, что она двигается быстрее и легко может убежать от него. Это открытие пугает малыша.
В этот период учите малыша хлопать в ладоши, пойте ему потешки, делайте пальчиковую гимнастику, научите стучать
предметами друг об друга, извлекая новые звуки. Поиграйте в прятки, для этого
накройте какой-нибудь предмет платком.
36 недель. Мир категории.
Малыш начинает осознавать, что определённые объекты: ощущения, звери, люди могут быть объединены в группы или
категории (банан на вкус и на ощупь отличается от яблока, но их оба можно съесть). Ребенок начинает выделять важные сходства и различия между разными объектами. Эти изменения затрагивают все виды чувств - зрение, слух,
обоняние, вкус и осязание. Интенсивное развитие получает речь. Малыш начинает
намного больше понимать из обращенных к нему слов.
В поведении малыша можно заметить некоторую сосредоточенность (ребенок подбирает крошки с пола и рассматривает их или изучает еду во время обеда: перекладывает из тарелки в тарелку,
выливает, размазывает и т.д).

В этот период можно поиграть в прятки: спрячьтесь так, чтобы ребенок видел, куда вы спрятались, и дайте возможность
вас найти. Дайте возможность нажимать на кнопки выключателя (идеально уже подойдёт бизиборд). Попросите ребенка дать вам или кому-то какой-либо предмет. Поиграйте в догонялки ползком.
44 недель. Мир последовательностей.
Ребенок начинает понимать, что для достижения цели он должен произвести действия в определенной
последовательности. Теперь он пирамидку собирает осознанно. Малышу интересно
всё, что вы делаете по хозяйству. Показывайте и рассказывайте, что вы делаете.
Половник, кастрюля, тряпка - это всё намного интереснее, чем любая дорогая
игрушка. Изучайте части тела, показывая и называя их сначала на себе, потом на
малыше. Заверните предмет или игрушку в бумагу, чтобы малыш сам смог её
развернуть.
54 недель. Мир задач.
Теперь малыш может думать о некоторой цели, например о прогулке, и знать, что это обозначает еще и то, что нужно
одеться, выйти за дверь, подождать лифт. Ребенок может настаивать на том, чтобы
сделать что-либо самостоятельно мыть руки, есть, раздеваться, чистить зубы.
Дайте ему это сделать. Позвольте разобрать покупки, достать белье из стиральной
машинки и т.д.
62 недель. Мир принципов.
Мышление малыша становится более сложным. Ребёнок начинает обдумывать ходы, строить планы и взвешивать их последствия. Он
начинает мыслить стратегически: «Кто же вероятнее возьмет меня на ручки и покажет, что там за окном, папа или бабушка?» Планы еще очень просты и порой не соотносятся с обстоятельствами. Ребенок начинает понимать, когда стоит
быть дружелюбным и послушным, а когда устроить истерику или даже проявить
агрессию.
В этот период давайте малышу ходить по лестницам, бегать, прыгать, кувыркаться на матрасе, играйте в мяч, делайте
вместе домашние дела. Показывайте карточки с предметами, а потом раскладывайте
их перед малышом, называйте предмет, а малыш пусть его находит. Играйте с
песком, с крупами.
73 недель. Мир систем.
Малыш начинает проявлять гибкость к разным обстоятельствам. Ребенок осознает, что его действия приводят к определённым
событиям, что он обладает властью над вещами, что он способен принимать
решения. Все это тесно связано с осознанием им собственного «Я».
Ребёнок становится менее эгоцентричным -может утешать, подражать. Развивается его фантазия. Появляется интерес к живым
существам. Усложняется представление о времени. Развивается речь.

В этот период собирайте пазлы, читайте книжки, гуляйте с другими детками на площадке, кормите птиц и других животных (в контактном зоопарке, например).

Для нас, взрослых, все это может казаться лёгкими задачами, но у ребенка мир переворачивается с ног на голову. Помочь малышу справится со скачками развития можете только вы. Больше проводите времени с ребенком, больше уделяйте внимания, больше телесного контакта - в эти непростые периоды это для него просто необходимо.
Желаю всем родителям легко пережить эти периоды. Здоровья вам и вашим деткам!

Время создания: 18 Мая 2023 21:14
Оценок: 2
Мнение зала, форум (0)
Похожие вопросы, темы (10)

СОЗДАТЬ НОВОЕ СООБЩЕНИЕ.

Но Вы - неавторизованный пользователь.

Если Вы регистрировались ранее, то "залогиньтесь" (форма логина в правой верхней части сайта). Если вы здесь впервые, то зарегистрируйтесь.

Если Вы зарегистрируетесь, то сможете в дальнейшем отслеживать ответы на свои сообщения, продолжать диалог в интересных темах с другими пользователями и консультантами. Помимо этого, регистрация позволит Вам вести приватную переписку с консультантами и другими пользователями сайта.

Зарегистрироваться   Создать сообщение без регистрации
Дата Похожий вопрос Активность
16.07.2018
21:20
ольга :: Педиатрия / Педиатр
Ответов: 4
Сообщений: 48
19.07.2013
16:16
Ирина :: Педиатрия / Педиатр
Ответов: 4
Сообщений: 19
31.10.2012
18:31
Юлия :: Педиатрия / Педиатр
Ответов: 1
Сообщений: 20
11.03.2019
07:06
Ирина :: Педиатрия / Педиатр
Ответов: 5
Сообщений: 14
19.12.2013
09:19
Лариса :: Педиатрия / Педиатр
Ответов: 2
Сообщений: 17
22.07.2014
23:59
Таня :: Педиатрия / Педиатр
Ответов: 3
Сообщений: 14
24.09.2014
17:55
Елена :: Педиатрия / Педиатр
Ответов: 4
Сообщений: 13
20.04.2017
18:31
Ксения :: Педиатрия / Педиатр
Ответов: 3
Сообщений: 13
11.02.2019
18:56
Екатерина Владимировна :: Педиатрия / Педиатр
Ответов: 4
Сообщений: 11
05.09.2010
22:21
Кристина :: Педиатрия / Педиатр
Ответов: 2
Сообщений: 10