Агрессивный ребенок

«Педиатрия / Педиатр»

Вопрос №269222 :: (30.04.2010 21:12) :: Ответов: 1; Комментариев: 0
инна
Жен., 37 лет.
россия Качканар
Моей дочери 1год 5 мес.С самого рождения это очень активный ребенок,а с недавнего времени(месяца 2 назад) она стала драться,кидать в нас всем,что попадет под руку,оборвала там,где достает обои на стенах,рвет книжки,ломает игрушки.Она уже понимает,что делать этого нельзя,но делает как будто специально(смотрит в глаза и делает).Как нам вести себя с ней уже не знаем,дайте пожалуйста какие то рекомендации по «укрощению»такого ребенка.Общее развитие ребенка,согласно ее возрасту.
Парецкая Алена Михайловна. врач-педиатр, консультант по грудному вскармливанию и питанию
врач-педиатр, консультант по грудному вскармливанию и питанию
Агрессия ребенка – реакция на обстоятельства, угрожающие его безопасности. Давать отпор реальной угрозе – естественная реакция организма: если ребенок защищает собственные границы — он тренирует способность отстоять свои интересы и удовлетворить свои потребности. Но если он идет в атаку…

Агрессия по отношению к игрушкам
Частая ситуация: ребенок мучает игрушку — крутит лапки, отрывает, маму не слушает. У детей очень развито чувство собственности по отношению к игрушкам, они их исследуют, проверяют на прочность, модифицируют по своему усмотрению и, кстати, не всегда понимают, что игрушка сломалась — для них это очередная модификация. Такие ситуации дети обычно перерастают с возрастом. Помогите ребенку «лечить» свои игрушки: вместе пришейте, оторванные элементы, делайте какие-нибудь несложные поделки своими руками, купите игрушку, которую не просто можно, а нужно разобрать — может быть, этого будет достаточно. Иногда жестокость, направленная на игрушки, – это модель того, как вы наказываете ребенка. Он даже может использовать те же слова и методы наказания: шлепает, ставит куклу в угол и т.п. Делайте выводы сами.

Агрессия по отношению к животным
Психологи не советуют заводить животное, если у Вас есть ребенок, не достигший 3-летнего возраста. Слишком маленькие дети не могут понять связи между своими действиями и страданиями, которые они причиняют другому живому существу: залезают верхом на домашних животных, прыгают по ним, тянут за хвост и шерсть. Это ситуации проявления неосознанной жестокости: дети не отдают себе отчет в своих поступках. Родителям нужно прекращать агрессивные действия, предлагая ребенку другой стиль взаимодействия: не прыгать, а погладить, не тянуть, а почесать ушко и т. д.
После 3-х лет малыш вполне понимает, что его действия причиняют другому существу боль. Ищите причину агрессивного поведения. Иногда ребенок бьет животных, когда не может ударить взрослого: если между ними есть конфликт, или ребенок испытывает ревность или недостаток внимания со стороны родителей. Малыш «наказывает» животное, т. к. не может наказать взрослого. Тогда если просто запрещать бить животных, не решив внутренней проблемы, то малыш найдет другой выход агрессии и начнет, например, ломать и портить личные вещи взрослого. Грубое обращение с животными может быть схемой, скопированной с взрослых. Если кто-то из родителей или старших детей бьет животных или позволяет периодические грубые выходки, то ребенок будет считать, что он тоже имеет право это делать. В такой ситуации прежде всего надо воспитывать взрослого.

Агрессия по отношению к другим детям
Дети начинают играть вместе, и тут же выясняется, что некоторые не способны делиться игрушками, а другие не склонны отступать от намеченной цели. В итоге — плач, рев, и насильное подавление агрессии: «Надо делиться», «Не надо отбирать».
Внутренняя логики развития в возрасте1,5-3 года такова, что ребенок сначала учится выражать агрессивные действия, затем пытается их контролировать. «Само собой» агрессивное поведение не пройдет, вернее, пойдет не в то русло.
Чтобы помочь ребенку сформировать контроль над агрессивным поведением, необходима адекватная реакция взрослых, прежде всего, мамы. Реакция взрослого должна следовать незамедлительно за агрессивным действием, но действовать надо по правилам. Ваше отношение должно быть сформулировано четко и коротко: достаточно 1-2 коротких предложений, которые вы повторите несколько раз строгим голосом: «мы так не играем», «давай, мы не будем так делать».
Помните: ребенок не в состоянии контролировать свои эмоции и действия, когда он находится «внутри» своего острого ощущения – будь то гнев или радость.
Родителям необходимо, во-первых, помочь ему фиксировать ощущения: «ты расстроился», «ты разозлился», «тебе не понравилось, что…». При этом не обвинять ребенка за то, что он испытывает подобные чувства.
Самое главное — предложить легальные варианты разрешения вопроса «Мы еще не наигрались, сейчас сами поиграем, а потом поменяемся игрушками, ладно?», чтобы в будущем он мог такие варианты изобретать самостоятельно.
Нужно чаще показывать ребенку, что его любят просто за то, что он есть – ведь многим детям именно этого и не хватает; поощрять за хорошие поступки: «Ты сделал так здорово», «Я горжусь тобой».
Чего делать не рекомендуется категорически, так это грубо оскорблять ребенка, жестоко наказывать его и бить, накладывать на него ограничения в присутствии других детей: «Ты играть не будешь».

Агрессия по отношению к родителям
В возрасте после полутора лет малыш начинает познавать взаимоотношения, становится активнее и выясняет, как делать можно, а что вызывает неудовольствие взрослых. Часто родители теряются, когда их малыш начинает больно щипаться, дергать волосы, бросать предметы. Это очередной этап в развитии ребенка. Он пока не собирается всерьез причинять вам боль, только тестирует свои способности и наблюдает реакцию окружающих. На такое поведение нужно дать однозначый ответ, чтобы оно не закреплялось, как игра, в ходе которой малыш, смеясь, продолжает кусаться, драться, царапаться и щипаться.
Недопустимым действием для взрослого человека является ответная агрессия — ударить или ущипнуть ребенка, «чтобы понял». Малыш еще не способен понять, что какие-то его действия причиняют боль. Шлепки пугают его и вы теряете доверие в глазах ребенка.
Нужно выработать четкую схему ответа, и всегда на недопустимые действия ребенка реагировать одинаково, причем всем членам семьи. Малышу нужно осознать, что после его укуса или щипка мама отдаляется от него — не наказывает, но констатирует факт: «Ты меня укусил. Так нельзя. У нас в семье никто не кусает друг друга.» Незамедлительно после щипка или укуса ребенка нужно спустить его с рук или отстраниться на некоторое время, не обращая внимания на попытки привлечь внимание. Затем обязательно возьмите ребенка на руки и успокойте, уже не вспоминая про конфликтную ситуацию. Такое постоянное поведение родителей через некоторое время принесет свои результаты.
Самое драгоценное, что есть на свете — ваше внимание — и поведение ребенка в первые годы полностью зависит от того, сколько внимания он получает и какого качества это взаимодействие. Помните об этом, и все коррекции поведения начинайте изнутри, с ваших отношений.
Время создания: 30 Апреля 2010 22:31 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Мнение зала