Наследование интеллекта

«Психология и психиатрия / Психолог»

Вопрос №759145 :: (26.01.2014 06:17) :: Ответов: 6; Комментариев: 4
Александр
Муж., 22 лет.
Москва
Здравствуйте, кратко излагаю свой вопрос:

1) что вы, как современные специалисты, можете сказать об унаследовании интеллектуальных способностей? Каково соотношение унаследованного интеллекта к «приобретенному» (влияние среды, обучения)? Реально ли посредством самосовершенствования знАчимо улучшить свой интеллект? Под последним я понимаю способность усваивать новую информацию и применять ее успешно в дальнейшем (то есть «багаж знаний», эрудицию я к интеллекту не отношу). В различных статьях в интернете присутствуют крайне противоречивые данные: по версиям одних ученых наследуется (определяется генами) ~80% интеллекта, по версиям других - менее 20. Общее у тех и других то, что исследования проводились в т.ч. и на однояйцевых близнецах, которых разделяли и «помещали» в разные семьи. Притом в исследованиях одних ученых, эти близнецы в итоге имели схожий iq, в других - разный. Кому верить - не понятно, статьи обзорные и неполные, надо, видимо, читать оригиналы. По идее, исследование таких близнецов могло бы дать достаточно точный ответ на вопрос насколько сильно влияют гены и среда на интеллект.

2) Буду премного благодарен, если вы поделитесь названиями статей, книг или ссылками на сколь-нибудь авторитетные источники информации по этому вопросу.

P.S. Сам я придерживаюсь мнения, что значимо развить интеллект невозможно, что весьма расстраивает и от чего опускаются руки: приходится довольствоваться тем немногим (а тем кому повезло - многим), что дала природа. Из чего можно сделать вывод, что имеет смысл повышать только эффективность (оттчаивание мастерства) в том, чему человек обучился и к чему есть задатки. И то, у людей с разным инт. этот процесс будет происходить с разной скоростью.

Спасибо.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
У каждого специалиста, наверняка, будут свои взгляды на этот вопрос. По моему мнению: гены и приобретение соотносятся, приблизительно - 40:60.
Время создания: 26 Января 2014 11:19 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Кантуев Олег Иванович. Консультирует здесь в качестве независимого медицинского эксперта. Индивидуальные консультации в онлайн-чате Telegram: https://t.me/Kantuev
Консультирует здесь в качестве независимого медицинского эксперта. Индивидуальные консультации в онлайн-чате Telegram: https://t.me/Kantuev
Еще в 20-х годах прошлого столетия, появилось представление о том, что - кроме материальной наследственности передающейся через гены, существует и так называемая - культурная, или социальная наследственность.
Профессор Николай Константинович Кольцов, отец российской генетики, называл ее сигнальной наследственностью. Некоторые генетики даже стали считать, что она определяющим образом влияет на развитие способностей.
На самом же деле любой признак, особенно поведенческий - это сплав материального элемента наследственности и культурного. Даже цвет глаз и группа крови - определяются взаимодействием генотипа и факторов среды.
От родителей нам передается не цвет глаз как таковой, а информация о нем, так называемая норма реакции генотипа - она определяет, в каких пределах тот или иной признак может измениться под воздействием среды.
Если, например, в какой-то момент заблокируется этап биосинтеза меланина или другого пигмента, глаза приобретут иную окраску.
Точно так же от родителей детям передается предрасположенность к интеллектуальности, к способностям, а интеллект и сами способности формируются в ходе индивидуального развития.
Если, например, два ребенка - более одаренный и менее одаренный - будут развиваться в одинаковых условиях, вы заметите отличия между ними. Но если воспитывать и направлять менее талантливого: давать ему упражнения, заставлять усердно заниматься, развивать память, - то он может перегнать в своем развитии более одаренного ровесника. А усердный ребенок из немузыкальной семьи, которому от родителей передались музыкальные способности и развитию которого уделяли достаточно внимания, может стать более выдающимся музыкантом, чем ленивый ребенок из музыкальной семьи.


Так что, в принципе - любой человек может повысить свой интеллект.
Но для этого нужны мотивированность и систематическая усердная работа: любая деятельность, особенно интеллектуальная - требует усилий.
Время создания: 26 Января 2014 11:22 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Пётр Юрьевич Лизяев. медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт
медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт
Можно развивать интеллект, но чем раньше начинать - тем больших успехов можно достигать.
Тем более что важно понимать, что есть в том числе и т.н. "эмоциональный интеллект", и "логический интеллект" без него развить невозможно. А "эмоциональный" - либо закладывается во взаимодействии с мамой, либо - с грамотным специалистом-психологом, врачи зачастую даже и не знают, "что это такое и что с этим можно делать кроме как накормить таблеткой галоперидола".

П.Ю.
Время создания: 26 Января 2014 20:47 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
врач психотерапевт-психиатр, Москва.
Значительно важнее развивать и уточнять свое мировоззрение. Именно от него зависит способность встраивать новую информацию в свой разум.
 Список книг можно взять на гостевой книге моего сайта.
Время создания: 27 Января 2014 03:51 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 0
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Идите в библиотеку и ищите необходимую Вам информацию.
Если Вы будете так же вести, то и на других поприщах научной карьеры Вы ничего не добьетесь.
Время создания: 27 Января 2014 14:42 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 0
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Интеллект — качество психики, его не возможно унаследовать.Наследуется способность к запоминанию
Время создания: 09 Января 2015 03:09 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 0
Мнение зала
(Гость) Александр 26.01.2014 21:29
Спасибо за отзывы. Помимо просто научного интереса (в рамках любопытности), конечно же, хочется понять какой жесть потенциал для развития именно у меня(или уже поздно?) и имеет ли смысл вообще себя пытаться развить или уж, что есть то есть. Я не слишком успешно закончил институт, учился на тройки в основном. Даже диплом на трояк. Специальность техническая (электроника). Помимо отсутствия должного интереса и присутствия лени, все-таки я считаю, что банально не хватало «соображалки». Хочу попробовать себя в иной сфере (гуманитарной\экономической), она конечно сильно отличается, но, по-моему, если человек не глуп, то будет учиться хорошо в любом вузе и достигнет значимых результатов. То есть если я с двойки на тройку переминался в тех.вузе, то стать хорошим экономистом тоже вряд ли получится, например.
   
Когда есть интерес, увлечённость - можно многого достичь. Но это - вопрос психологической работы.

П.Ю.
   
(Гость) николай 28.01.2014 10:17
Александр!Найди в интернете книгу Норман Дойдж «Пластичность мозга».Я думаю,что в ней ты найдешь ответы на поставленные тобой вопросы.И это изменит,я убежден,твой взгляд на развитие способностей собственного мозга.
   
(Гость) Александр 28.01.2014 21:47
Спасибо, уважаемые 0

Николай, обязательно ознакомлюсь с этой книгой.