Письменная речь и у.о.

«Психология и психиатрия / Психолог»

Вопрос №726509 :: (08.09.2013 03:17) :: Ответов: 4; Комментариев: 2
Людмила
Жен., 54 лет.
Россия ттт
Скажите, пожалуйста письменная речь у детей 12 лет с лёгкой умственной отсталостью обязательно нарушена или бывают исключения. Я имею в виду не почерк, а именно письменную речь. Мы консультировались у молодого начинающего психиатра и он ответил, что у детей с лёгкой у.о. речь нарушена всегда. А у вашего внука речь устная нарушена, а письменная очень хорошая, соответствует возрасту. Почерк неуклюжий, буквы кривые, но сами предложения составлены правильно и красиво. И орфографических ошибок почти нет. При чём предложения сложные. Доктор попросила его написать своё состояние, так как устно он очень плохо выражается. Теряется и дефекты речи. Он описал своё состояние письменно и доктор говорит, что у.о. нет, т.к. с у.о. так писать не могут. ЗПР тоже нет. Отправляет на комиссию и утверждает что у.о. быть не может. Не знаем радоваться или нет. Он же обучается на дому и ходит к логопеду. Педагог говорит что по математике полный порядок. Легко учить. Почерк неразвитый, но это не страшно. Ответьте, пожалуйста письменная речь бывает хорошей у детишек с у.о.?
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Людмила.
Любой человек либо лучше произносит, либо читает, либо пишет. Это преобладание ведущей системы чувств: зрения, слуха или кинестетики. Некоторым, даже вполне интеллектуальным людям, вообще может трудно даваться все, что связано с языком, письмом и речью, но зато они могут обладать аналитическим умом (ученые, композиторы, математики...) или отлично владеть своим телом (гимнасты, танцоры, спортсмены...). Это связанно с преобладанием того или иного типа интеллекта у данного конкретного человека, а не с его слабыми интеллектуальными способностями. Так что слабая вербальная и правильная письменная речь не говорит ни за умственную отсталость, ни против нее.
Легкая умственная отсталость - это можно сказать даже не диагноз, а некое легкое снижение интеллектуальных функций и психической зрелости. Небольшая психическая особенность. В случае регулярных дополнительных занятий с ребенком, коррекции поведения педагогом-дефектологом и обучения навыкам гигиены и социальнозначимым навыкам: никого не бить, быть вежливым, ходить в магазин, уметь себе приготовить и прибраться..., - Вы адаптируете ребенка не хуже здорового.
Люди с этим диагнозом успешно заканчивают школы и интернаты, обучаются в ПТУ и техникумах; работают, заводят семью, воспитывают детей.
Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях и поддерживать беседу. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание,контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд.
В условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы.
В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности.
Время создания: 08 Сентября 2013 11:47 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 0
Кантуев Олег Иванович. Консультирует здесь в качестве независимого медицинского эксперта. Платные индивидуальные консультации в онлайн-чате Telegram: https://t.me/Kantuev
Консультирует здесь в качестве независимого медицинского эксперта. Платные индивидуальные консультации в онлайн-чате Telegram: https://t.me/Kantuev
Здравствуйте Людмила!Нет, это далеко не так. И у лиц с у.о. - речь как правило, не только развита, но и поставлена - гораздо лучше.
Время создания: 08 Сентября 2013 14:31 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
врач психотерапевт-психиатр, Москва.
В этой ситуации могут быть причины невротического характера. Наверное, нужно и более углубленное обследование.
Время создания: 08 Сентября 2013 18:34 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 0
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Думаю, что расстраиваться повода нет. Если хотите получить более точный ответ, то просите о направлении ребёнка на обследование.
Время создания: 08 Сентября 2013 20:00 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 0
Мнение зала
(Гость) Людмила 08.09.2013 15:16
Уважаемый доктор! А по каким критериям определяется у.о. ? Это же любому ребёнку можно поставить у.о., если у него дефект речи, он растерянный и неуклюжий. Например с ДЦП.
   
Основные диагностические критерии умственной отсталости по DSM-IV-TR.
А. Интеллектуальное функционирование значительно ниже нормы: менее или равно 70 по индивидуально назначенным тестам на IQ (для младенцев используется клиническая оценка интеллектуального функционирования значительно ниже нормы).
В. Параллельные нарушения адаптивного функционирования или его дефицит (т. е. эффективность соответствия человека стандартам для его возраста и его культурной группы), по крайней мере, в двух из следующих сфер: коммуникация, самообслуживание, семейная жизнь, социальные/межличностные навыки, использование ресурсов общества, управление собой, функциональное умение учиться, работа, досуг, здоровье и безопасность.
С. Расстройство возникает до 18 лет.
(Источник: DSM-IV-TR copyright 2000 by АРА.)
Вторым критерием диагностики умственной отсталости являются "параллельные нарушения адаптивного функционирования или его дефицит", что относится к способности осуществлять повседневную деятельность. По существу, показатель IQ, равный или меньший 70, не является достаточным для установления диагноза умственной отсталости; у человека должны еще наблюдаться значительные нарушения, по крайней мере, в двух сферах адаптивного поведения, таких как коммуникация, самообслуживание, социальные/межличностные навыки или функциональное умение учиться или работать. Эта сторона определения важна, поскольку она исключает тех людей, которые способны нормально функционировать в своем окружении, хотя но различным причинам имеют низкие показатели по тестам IQ. Важно заметить: то, что ребенок или подросток проявляет или не проявляет эти разнообразные адаптивные навыки, зависит не только от его способностей, но также от опыта и возможностей (I. M. Evans, 1991). Пользование общественным транспортом, прогулки в магазин, расположенный по соседству и даже совершение простых покупок может зависеть от места проживания человека (город или деревня например), безопасности его района и так далее. Клиницисты и педагоги должны задавать обдуманные вопросы относительно возможностей человека выполнить определенную задачу в случае, если у него нет никакого опыта использования отдельного навыка, указанного в тесте.
Последним критерием умственной отсталости является условие, что две характерные черты, указанные выше, - интеллектуальные и адаптивные способности ниже среднего уровня - должны проявиться до восемнадцатилетнего возраста. Установление такого верхнего предела возраста проявления имеет две причины. Во-первых, признано, что умственная отсталость является нарушением развития, которое становится очевидным в детстве или в подростковом возрасте. Как правило, трудности с научением и пониманием возникают во время стремительного развития мозга. Во-вторых, этот возрастной критерий исключает людей, у которых психические недостатки могут быть вызваны дегенеративными расстройствами, возникающими в зрелом возрасте, такими как болезнь Альцгеймера, или же черепно-мозговой травмой.
Определение умственной отсталости все еще остается довольно нечетким, по большей части, из-за того, что оно основано скорее на статистической концепции - показателях IQ - нежели на качествах человека, предположительно страдающего умственной отсталостью (С. A. King, 1997). Люди, имеющие более тяжелые когнитивные нарушения, с большей вероятностью получат правильный диагноз; однако множество людей с диагнозом "умственная отсталость" имеют легкие нарушения, а последствия определения у кого-либо умственной отсталости могут быть очень серьезны. Как было верно замечено Эдом, с большой осторожностью должна быть проведена граница между определением особых потребностей людей с интеллектуальными расстройствами и прикреплением к ним ярлыка умственно отсталых на основании довольно относительных критериев (MacDonald & MacIntyre, 1999).
К тому же определение и идентификация умственной отсталости в некоторой степени зависят от наших социальных институтов. Вхождение в школьную систему становится основной точкой, на которой сравниваются способности детей и наиболее вероятно выявление недостатков. Если ребенок помещен в неподходящую для него среду обучения, его развитие может быть нарушено. В течение школьных лет люди с умственной отсталостью зачастую снова смешиваются с основной частью населения, и их "диагноз" уже не имеет большого значения для обучения любого рода (Hodapp & Dykens, 1996).