КАК И КОГДА РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ЕГО БОЛЕЗНИ?

Здравствуйте. Моей дочери сейчас 6.5 лет. Два года назад ей имплантировали кардиостимулятор. У нее остался шов под ключицей, и это единственное что она знает, что у нее есть «шовчик». Ни каких проблемм в жизни у нее с этим нет, она его не замечает, не чувствует, и живет полной детской жизнью. Только обследование проходим раз в год. Я понимаю что мой ребенок должен знать что у нее установлен кардиостимулятор и для чего он. Но как рассказать, в какой форме, и когда лучше это сделать. Я боюсь с ней об этом говорить, боюсь что она будет переживать, может быть комплексовать. Как объяснить ей так что бы она понимала что это нормально для нее, и ни чего такого в этом нет. Посоветуйте пожалуйста.
Пётр Юрьевич Лизяев. медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт

Анастасия - главное - вам самой принимать ситуацию спокойно и по возможности не комплексовать.
А дочери объяснить, что у неё действительно есть особенность с её здоровьем, но это не делает её как-то "хуже других".
Интересно, что "как будто бы до 4,5 лет у вашей дочери вообще не было сознательной жизни - а жила она просто в коме, и только после операции по установке КС очнулась и начала жить"...
Дети как правило всё прекрасно видят и замечают, но понимают это (без адекватных объяснений взрослого) на своём, детском уровне. И когда с ними об этом не говорят - то зачастую возникает гипотеза, что "может быть со мной чего-то такое страшное, о чём говорить нельзя - и я вообще тогда умру, если это будет названо вслух - ведь не даром мама мне не говорит, зачем мы ходим раз в год к врачу и он внимательно меня осматривает и обследует - не как других детей".
Пётр Юрьевич Лизяев
http://psy-therapist.ru