Боязнь ос

«Психология и психиатрия / Детский психиатр»

Вопрос №605461 :: (02.08.2012 12:19) :: Ответов: 2; Комментариев: 0
Татьяна
Жен., 34 лет.
Россия Москва
Здравствуйте, моей дочери 9 лет, с прошлого года боится ос. в этом году страхи приобрели панический характер. она дико визжит краснеет и опрометью убегает от места, где увидела осу. однажды она выпрыгнула из машины на ходу, увидев осу в салоне. подскажите к кому обратиться и что делать, потому что проблема, я так понимаю, приобрела серьезный характер.
Кантуев Олег Иванович. Консультирует здесь в качестве независимого медицинского эксперта. Индивидуальные консультации в онлайн-чате Telegram: https://t.me/Kantuev
Консультирует здесь в качестве независимого медицинского эксперта. Индивидуальные консультации в онлайн-чате Telegram: https://t.me/Kantuev
Здравствуйте Татьяна!
Попробуйте приучить девочку не бояться насекомых вообще, и ос в частности. Это метод т.н. "десенсибилизации" - постепенного, пошагового снижения чувствительности.

1. Купите книжку с яркими красивыми изображениями насекомых. Рассматривайте книжку сами с энтузиазмом, с интересом, со смехом и пр. Рассматривайте книжку с другими людьми (с папой, с бабушкой). Делитесь с ними своими положительными (!!!) впечатлениями. Дочку на этом этапе к занятиям активно не привлекать. На ее участии не нужно настаивать. Желательно, чтобы она сама захотела участвовать или хотя бы интересоваться. Вполне достаточно будет, если она воспримет идею, что другие люди, особенно ее близкие, могут интересоваться этой темой и получать от этого удовольствие.


2. Рассматривать картинки вместе с дочкой. Начинать с насекомых наиболее красивых и интересных, вызывающих наименьшее отвращение/страх. Раскрашивать картинки. Более мягким вариантом может быть не рассматривание фотографий, а раскрашивание схематических картинок. Например, придумать десяток разных раскрасок одной и той же бабочки или жука. Смотреть мультики про насекомых. Сочинять про них сказки. Играть в мягкие игрушки, изображающие насекомых (можно найти бабочку, божью коровку, пчелу или ту же осу).


3. Рассматривать настоящих насекомых, но уже неживых, причем желательно через стекло - коллекции бабочек, например, жуков. Можно изучить жучка, положенного в коробочку со стеклянной крышкой, через лупу.


4. Рассматривать живых насекомых. Акцент на знании повадок того вида насекомых, которое рассматриваете.


5. Трогать безопасных насекомых. Акцент на том, чтобы не причинять боли или вреда насекомому, что оно маленькое и хрупкое. Объяснять почему мы не трогаем тех насекомых, которых трогать не стоит. Объяснять, что они вынуждены защищаться или нуждаются в еде.


К следующей стадии переходить только тогда, когда ребенок комфортно себя чувствует на предыдущей. Не давить чрезмерно, не форсировать. И не уделять процессу ЧРЕЗМЕРНОГО внимания.

Вот в таком духе.
Время создания: 02 Августа 2012 16:39 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Здравствуйте , Татьяна. Действительно, когда в состоянии паники ребёнок не отдаёт отчёта своим действиям - проблема приобрела острый характер и реальную опасность здоровью.
Самый распространенный метод лечения — постепенное «сближение» пациента с объектом его страха, в сочетании с использованием методов релаксации и когнитивно-поведенческой терапии. Эта техника, действительно, известна как систематическая десенсибилизация.
Например, если человек боится насекомых— то необходимо постепенно "приближать" к нему животное , сначала — на условных картинках, постепенно на более отчётливых фото, потом — переходить на показ муляжей и неживых ос и пчёл, а потом и на живых.
Процесс «сближения» можно начинать только после того, как психолог установил причину страха, провел комплекс корректирующих мероприятий и обучил ребёнка навыкам релаксации.
Лучше всё это делать под непосредственным руководством детского психолога, психотерапевта.
Время создания: 04 Августа 2012 18:08 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 1
Мнение зала