Механизмы формирования невроза

«Психология и психиатрия / Психотерапевт (психиатр)»

Вопрос №904861 :: (04.03.2016 18:28) :: Ответов: 6; Комментариев: 23
Тамара
Жен., 24 лет.
Новосибирская область
Здравствуйте, уважаемые врачи! Я страдаю неврозом, иногда бывают паники, неуютно чувствую себя одна дома, боюсь за сердце и тд. Я читала о формировании тревожного невротического расстройства, с паническими атаками. О том, что формируются неверные понимания в головном мозге у меня и в подобных объяснениях везде фигугирует адреналин, или как его называют гормон страха. Смысл в том, что первые страхи и тревоги у человека возникают из-за сильных стрессов, пережитых опасностей (типа войны, пожара, возможности утопления и тд) , потом при воспоминании о пережитом, постоянно выделяется адреналин и мозг потом пытается найти этой выработке адреналина оправдание и выдумывает себе «ужасы». Но как тогда объяснить то, что невротиками становятся часто и те, кто не переживал серьезные психотравмы? У меня не было трагедий в моей жизни, я не была на войне и вроде бы не бывала на грани смерти и ничего такого... но меня часто подавляли в детстве родители, я была под прессом и еще были проблемы в отношениях со сверстниками. В общем, детство своё не очень люблю. Но при чем тут адреналин? Или такое объяснение с гормонами ненаучно? Или может еще влияют какие-то гормоны на эти реакции? Я читала что кортизол вырабатывается при стрессах, он тоже может формировать невротическое расстройство? Ответьте, пожалуйста. Я живу в райцентре и у нас нет психотерапевта, к сожалению...
Кантуев Олег Иванович. Консультирует здесь в качестве независимого медицинского эксперта. Индивидуальные консультации в онлайн-чате Telegram: https://t.me/Kantuev
Консультирует здесь в качестве независимого медицинского эксперта. Индивидуальные консультации в онлайн-чате Telegram: https://t.me/Kantuev
Здравствуйте, Тамара.
Не стану претендовать на написание вам лекции, относительно патогенеза невроза, но если в двух словах, то: первостепенными причинами возникновения неврозов - являются психологические травмы.
Почти все ситуации, отрицательно влияющие на человеческую психику, травмируют ее. Спецификой практически любого невроза, является гиперактулизация негативных воздействий, когда человек придает им излишнее значение.
Существуют определенные виды условий, которые лежат в основе происхождения невроза: биологические причины, психогенные причины, социальные причины. Формирование невроза зависит и от особенностей личности, и от степени приспособительных реакций организма. А возникновение невроза, определяется видом психической травмы, или длительно продолжающейся неблагоприятной ситуацией. Получается заколдованный круг: невроз способствует ухудшению общего состояния, а ухудшение общего состояния приводит к неврозам.
Для предотвращения невроза требуется уравновесить процессы возбуждения и торможения нашей нервной системы, и переоценить в этом процессе возможности психотерапии - очень сложно. Ищите толкового врача-психотерапевта, и начинайте работать над решением ваших невротических проблем, они решаемы!
Время создания: 04 Марта 2016 19:44 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте!
Вы правы - невроз является следствием стрессов, так психика человека реагирует на события в его жизни. Но, стрессами являются не только трагедии, смерти и войны. Стрессом может быть и тот прессинг, который Вы испытывали в детстве, те конфликты, которые имели  место во взаимоотношениях со сверстниками. А повышение адреналина - это всего ли одно из звеньев механизма возникновения ТРЕВОГИ (невроза).
Если Вы не можете найти специалиста-психотерапевта в Вашем городе - рассмотрите вариант такой работы в скайпе.
Время создания: 05 Марта 2016 12:42 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 0
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Тамара.
Психотравмирующие ситуации - это лишь триггер, кт запускает уже имеющуюся предрасположенность заряжать негативные ситуации и застревать на них. Обычно это особенность всей семьи, а часто - и нескольких поколений. Поэтому не всегда бывает просто справиться с неврозом. Но это нужно сделать, чтобы хотя бы не передавать повышенную тревожность своим детям.
Время создания: 05 Марта 2016 15:10 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 2
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Если бы невроз действительно формировался в следствии перечисленных Вами причин, то невроз был бы у всех. Перечисленные Вами факторы (психологические) это лишь "запускающий механизм", а истинные причины, это особенности строения нервной системы + наличие либо органических, либо эндогенных факторов нарушения головного мозга. Чистый невроз, как самостоятельное заболевание, встречается крайне редко (при наличие только психологических факторов) и как правило проходит самостоятельно за месяц, а с помощью психотерапевта за 1-2 недели. В остальных случаях невроз следует рассматривать не как самостоятельное заболевание, а как синдром (совокупность специфической симптоматики).
Для того, чтобы приступить к лечению, прежде всего необходимо установить полный и точный диагноз с указанием истинных причин формирования заболевания, а не только с указанием факторов стимулирующих проявление симптоматики (то, что Вы указали в письме).
Ищите грамотного врача-психотерапевта, который бы смог установить полный и точный диагноз и на этом основании подобрать и провести индивидуальную терапию.
Это возможно делать только очно.
Время создания: 09 Марта 2016 10:18 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Елена Александровна. Врач общей практики, терапевт
Врач общей практики, терапевт
Механизмы формирования очень сложные
Время создания: 12 Марта 2016 05:55 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 1
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
 Но как тогда объяснить то, что невротиками становятся часто и те, кто не переживал серьезные психотравмы?
- объяснить можно почти всё, в том мчисле как у конкретного человека развился невроз. Всё индивидуально

  У меня не было трагедий в моей жизни, я не была на войне и вроде бы не бывала на грани смерти и ничего такого... но меня часто подавляли в детстве родители, я была под прессом и еще были проблемы в отношениях со сверстниками. В общем, детство своё не очень люблю. Но при чем тут адреналин?
--- Адреналин вырабатывается нейроэндокринными клетками мозгового вещества надпочечников и участвует в реализации состояния, при котором организм мобилизируется для устранения угрозы. Его секреция резко повышается при стрессовых состояниях, пограничных ситуациях, ощущении опасности, при тревоге, страхе, при травмах, ожогах и шоковых состояниях. Действие адреналина связано с влиянием на α- и β-адренорецепторы и во многом совпадает с эффектами возбуждения симпатических нервных волокон. Он вызывает сужение сосудов органов брюшной полости, кожи и слизистых оболочек; в меньшей степени сужает сосуды скелетной мускулатуры, но расширяет сосуды головного мозга. Артериальное давление под действием адреналина повышается

--- 
Или такое объяснение с гормонами ненаучно?

- какое "ТАКОЕ"?

Или может еще влияют какие-то гормоны на эти реакции?

--- да, но влияние гормонов вторично

Я читала что кортизол вырабатывается 
при стрессах, он тоже может формировать невротическое расстройство? 
- Кортизол не мсожет сформировать невротическое расстройство. Механизмы возникновения Невроза другие
Время создания: 15 Марта 2016 00:05 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 0
Мнение зала
Тамара 05.03.2016 12:09
Олег Иванович, спасибо вам за ответ! А вот если остановиться на том, что происходит у человека в биологическом плане во время переживания психотравмы человеком и после нее. Что происходит в организме? Сдвиги в гормональном плане существенны? Наверное не только адреналин играет главную роль развитии невротический реакций, привычки бояться чего-то и так далее... Кортизон, например участвует в превращении невроза в хроническую болезнь? Или такие вопросы в психиатрии не рассматриваются, это не суть дела?
   
Слава Богу, ничего необратимого и фатального - в этом случае не происходит. Невроз всегда имеет - полностью ОБРАТИМЫЕ последствия, как и гормональные "отклики" на его фоне.
   
Тамара 05.03.2016 13:57
Спасибо, Андрей Аркадьевич! Скажите, а другие гормоны участвуют в формировании невротической тревожности? Например, кортизол? Я читала, что этот гормон вырабатывается при психологическом стрессе и когда он повышен в крови то действует почти как адреналин, сердце начинает биться сильнее, мышцы напрягаются, а еще увеличивается аппетит. Скажите мне как врач, это так или это неправда?
   
Это все вещества, которые и обеспечивают механизм самой тревоги. Вы не с той стороны решаете проблему - поработайте с психотерапевтом и разберитесь во всем этом с помощью специалиста.
   
Тамара 06.03.2016 09:03
Да, наверное скоро обращусь, чувствую, что сама не справлюсь. Спасибо Вам за ответы! Скажите еще, а вот гормон стресса кортизол усиленно вырабатывается уже после выброса адреналина в кровь, да? Ведь начинается всё с адреналина? И адреналин также усиленно будет вырабатывается при таких состояниях, как сильное чувство вины, скажем, или выраженная неуверенность в себе на людях? Я почему так это досконально спрашиваю, просто не могу понять по этой теории, почему тревожный невроз возник у меня, если у меня вот как раз привитое родителями постоянное чувство вины, в детстве помню какой это был ужас если чем-то провинюсь. Меня не били, ничего такого не было, но помню как у меня было угнетенное состояние психики и будто рвалось в груди что-то, если приходилось «стоять перед судом родительским» за какую-то провинность. Постоянно оправдывалась и продолжаю оправдываться даже в том, в чем я не виновата... Но при этом не было тревоги раньше (или мне так кажется), а было просто ощущение прессинга или какого-то стресса, в душе какая-то «прибитость» и подавленность. Я читала, что в таких состояниях вырабатывается кортизол, гормон стресса, но не адреналин. А недавно прочла, что провоцирует выработку кортизола адреналин через гормон гипофиза АКТГ. То есть первичен адреналин всё же получается?
   
Тамара, оставьте пока в покое кортизол. Ищите специалиста, желательно работающего методами когнитивно-поведенческой психотерапии.
   
Тамара 07.03.2016 07:31
Хорошо, доктор 0 Простите мне мою навязчивость, но болезнь есть болезнь 0
   
Извиняться не стоит - это моя профессия.
   
Тамара 07.03.2016 09:08
Доктор, позвольте еще один вопрос Я вот читала у одного психотерапевта или психолога, что за инстинкты у нас отвечает спинной мозг, то ли какие-то промежуточные между головным и спинным отделы. А у Вас на сайте я сейчас прочла о причинах тревоги, и у Вас написано, что миндалевидное тело и гиппокамп отвечают за страх, а это же отделы головного мозга. Так всё-таки мы тревогу создаем осмысленно головным мозгом или это инстинкт? Ответьте, очень прошу Вас.
   
Для чего вот вам это сейчас? Описание этой взаимосвязи по переписке займет довольно много времени. не пытайтесь сами разобраться. Все это вам должен объяснить специалист.
   
Тамара 07.03.2016 09:44
Ну мне надо, чтобы понять кое-что для себя. Я обращусь в ближайшее время. Поскольку у нас нет таких специалистов, думаю по скайпу. Веб-камера есть, но гарнитура сломана, нет хорошего звука. Поедем в город на днях за покупками. Вы работает в скайпе, я бы хотела к Вам, чувствуется, что Вы отзывчивый врач и понимающий. Доктор, а если коротко об этой связи написать? Я просто сомневаюсь даже, а вообще научное ли это объяснение, о котором я прочла. Может сознание и головной мозг управляет нашими инстинктами? Скажите мне хотя бы коротко как ВРАЧ с высшим мед образованием. А то пишут всякие псевдомедики сейчас и берутся «лечить»...
   
Тамара, психотерапия по переписке не проводится - поймите это. В ходе работы с психотерапевтом во всем этом и будете разбираться.
   
Тамара 07.03.2016 10:37
Я это понимаю, но при чем тут психотерапия? Я же вопрос теоретизировала и он касается физиологии, скорее, или нейрофизиологии, не знаю как точнее...
   
В ходе работы вы и поймете эту взаимосвязь.
   
Тамара 07.03.2016 10:56
Хорошо, спасибо, поняла Вас! 0
Простой вопрос, без длительных объяснений с Вашей стороны, можно? Какие отделы (или зоны) мозга отвечают за наши инстинкты, в частности инстинкт самосохранения?
   
Какая вы неугомонная, однако! Определенные зоны спинного мозга.
   
Тамара 07.03.2016 11:22
Да, неугомонная, наверное у меня проблема злокачественная с психикой 0 Благодарю Вас, Доктор! А как они называются, у них есть названия?
   
Все расскажу при встрече!
   
Сергей 07.03.2016 16:09
Я еще не врач пока, а учусь в мед. институте. Попробую вам объяснить простым языком, если для вас этот вопрос такой животрепещущий 0 ) Понятия «инстинкт» официально вообще почти не используют в медицине или физиологии, потому что нет четкого понимания, что в это вкладывается. Разные ученые в разное время по-разному это определяли. В том числе и инстинкт самосохранения. Перелет птиц на север - тоже можно причислить к инстинкту самосохранения, но вряд ли этот инстинкт связан с тем, о котором Вы спрашиваете, и, если не ошибаюсь, за этот инстинкт у птиц отвечают структуру головного мозга, а не спинного. Но есть такое понятие, как рефлексы. Рефлекс - это ответ нервной системы на любое раздражение извне. И среди прочих есть защитные рефлексы, это часто примитивные механизмы, возникающие в ответ на раздражение и по своей сути, говоря грубо, они призваны защищать организм от гибели. Анатомически эти защитные рефлексы срабатывают благодаря рефлекторным кольцам (дугам), так вот эти кольца и замыкаются в основном на спинном мозге и часть из них замыкается на продолговатом мозге, который по анатомическому расположению относится к головному мозгу, но по функциям ближе к спинному мозгу. Я не знаю чего Вы там читали, и что имеет в виду уважаемый доктор Соболь, но если принимать вот эти архаичные в эволюционном смысле (но отнюдь не бесполезные!) защитные рефлексы за инстинкт самосохранения, то да, он завязан на спинном мозге 0 Если я не прав, пусть доктора поправят. Надеюсь, я Вам объяснил как смог. Но то, что Вам со своей зацикленностью пора к психотерапевту, это факт)) Без обид, я надеюсь.
   
А вы с какого это перепугу, вклинились в чужую тему, да еще со своими свободными размышлениями? Анатомию точно учили?
   
Сергей 07.03.2016 16:53
Извините, Олег Иванович. Комментировать вроде как не запрещено чужие вопросы. Да, конечно, учил. А что не так? Старался объяснять как можно более упрощенно, чтобы было понятно девушке.
   
Юрий 05.03.2016 19:07
Тамара, в мозгу при стрессе происходят сложнейшие биохимические превращения, связанные не только с кортизолом и адреналином. Даже если вы приобретете всю совокупность знаний для понимания состояния головного мозга, вы помочь себе не сможете. Да и врачам при лечении эти знания редко помогают. При терапии тревожного невротического расстройства с паническими атаками большое значение имеет именно психотерапия, в которой знание как медиаторы взаимодействую с рецепторами почти не используются. Если я не прав, то психотерапевты меня поправят.
   
Вы неправы.