Трудности с сыном

«Психология и психиатрия / Психолог»

Вопрос №106189 :: (10.03.2009 04:40) :: Ответов: 4; Комментариев: 3
Маша
Жен., 31 лет.
Россия-Китай Москва-Сиань
Здравствуйте уважаемые!
В силу обстоятельств в данный момент мы живем в Китае и мне просто не к кому больше обратиться за помощью!!! Если честно, то даже не знаю с чего начать... Наверное лучше во временном ракурсе осветить мою проблему. Три года назад мы с сыном пережили первую психологическую травму - развод. Ребенку тогда, как раз исполнилось 6 лет. Через полгода я снова вышла замуж, но муж в тот момент уже работал в Китае, поэтому мы с сыном остались в России ждать приглашения. В сентябре мой мальчик идет в первый класс и начинается кошмар. Т.к. на мои замечания, сын парировал - а ты не учительница. Приходилось со скандалами делать первые уроки. А в середине учебного года нам приходит приглашение и мы переезжаем в Китай. Здесь сын начинает ходить в Китайскую школу (знание языка нуливое - много проблем), плюс ко всему мы самостоятельно дома занимаемся по программе русской школы, что бы в конце учебного года сдать программу экстерном.
Сейчас мой сын учится во втором классе. В китайской школе у него в прошлом полугодие были успехи и учителя его хвалили, т.к. языковой барьер преодолен, голова у него работает хорошо, следовательно и результаты хорошие.
В чем же проблема? Дело в том, что как в прошлом полугодии, так и в этом домашние задания делаются с криками и воями. Осенью приходилось сидеть с ним каждый вечер, иначе ничего не делал. Сейчас тоже может сидеть за столом, но при этом рисовать, мечтать, в общем все кроме учебы. Я понимаю, что нагрузка очень большая. Только и я, и он знаем, что все он может сделать очень быстро. А данные его действия просто демонстрация не желания. Постоянно забывает записывать домашнее задание, или просто забывает тетради в школе. Дома же без тетрадей сделать домашнюю работу нельзя. Или например вчера сидит ничего не делает. Я ему говорю иди ко мне садись рядом давай почитаем учебник по литературе. Приходит, садится, читает первое слово и начинается истерика. Говорю, хорошо не хочешь читать иди доделай математику. Итак весь вечер. Гулять ребенок не ходит, потому как выполнение домашней работы затягивается до десяти часов вечера (при этом были дни, когда он делал все быстро и шел на прогулку), телевизор не смотрит, по той же причине.
В общем если раньше можно было сына уговорить, убедить делать домашнюю работу, то сейчас это уже просто не реально. Он встает и говорит не буду делать, не хочу. По любому поводу начинается крик и ор, он прямо кипит весь. Сейчас ко всему прибавилось еще и вранье. При чем врет по мелочам, и тут же на них попадается.
Каждый вечер это кошмар!!! Я не могу ни поговорить с сыном, ни погулять, ни поиграть, т.к. у нас одни уроки, которые делаются в адской обстановке.
Я в ужасе!!!
Очень боюсь окончательно потерять с контакт с сыном!!!!
Кстати у мужа плохие отношения с моим сыном. Когда у сына хорошее настроение, он готов и поговорить как со мной, так и с отчимом. Если настроение плохое, то муж первый враг.
Тимофеев Сергей Владимирович. врач-психотерапевт
врач-психотерапевт
Ребенок умный - это подтвердили в школе и там не жалуются на его поведение и истерики. Значит проблема в воспитателе и педагогическом подходе, т.е. в Вас.
Время создания: 10 Марта 2009 08:39 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 0
Юлия. психолог
психолог
Маша, судя по вашему повествованию, вы прекрасно понимаете своего сына и поддерживаете его. Представте ситуацию ребенок испытал разрыв родителей, покинул страну, друзей, родного папу. Получил новую школу, где все не такие как он, нового папу, который не заменит ему своего и большую нагрузку на ростущий организм. Не слишком ли много на детские хрупкие плечи? Он протестует, он устал от эмоционнальных перегрузок, а возможно, что ему все совсем не интересно. Маша, у него есть друзья в новой школе? Какие у него взаимоотншения в классе? Вы наверняка в курсе всего, что происходит в его жизни. Часто детям посто не хватает сил и витаминого запаса организма чтоб справится с нагрузкой. А в вашей ситуации еще и привлечение внимания к себе (к сыну) и не прием ваших новых отношений (ревность). Вы не пробовали всей семьей вместе учить уроки, но не как в школе в жестком режиме, а в расслабленно интеллектуальном.
Время создания: 10 Марта 2009 10:13 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Маргарита Моторо. преподаватель психологии, практикующий психолог
преподаватель психологии, практикующий психолог
Маша! Первая Ваша ошибка в том, что вы не знали, как начинают вести себя дети, которые пошли в школу. что для них становится первично. Дело в том, что придя в школу для них авторитетом становится учитель, и что вы не говорили, ребёнок будет парировать : А Марь Иванна, сказала вот так надо. Теперь вам понятно? Вы должны были спросить как говорит учитель, что говорит, как правильно нужно делать, т.е. вы должны были задавть ребёнку интересующие вопросы по учителю. Дальше- вы полностью устроили ему контроль, скажите, а вы в состоянии жить на контроле, когда каждый шаг ваш фиксируется, когда у вас нет возможности выйти на улицу, когда вам не дают посмотреть телевизор. Вы сами смогли бы делать уроки? Скорее всего нет. Измините распорядок дня ребёнка, после школы он должен отдыхать, оговорите с ним сколько ему нжно времени для того, что бы он сам без вашего контроля, сделал уроки, включите телевизор, спросите что бы он хотел посмотреть, начинайте интересоваться тем, что ему хочется, что ему нравится в школе и что нет, что бы он хотел получать дополнительно от школьных занятий, слушайте собственного ребёнка и тогда он перестанет вам лгать. Интересуйтесь его проблемами, дайте хотя бы один раз провалять дурака, и пойти в школу с не выполненным заданием. Пусть он почувствует то, как сложно объясняться с учителями по не выполненному домашнему заданию. По поводу ваших взаимоотношений с сыном и отчимом, это отдельный вопрос. Пишите на мэйл.
Время создания: 10 Марта 2009 10:34 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Александр Юрьевич Панасюк. профессор кафедры, доктор психологических наук
профессор кафедры, доктор психологических наук
Уважаемая Маша!
Я внимательно ознакомился с Вашим письмом, и, как мне кажется, мне понятна Ваша ситуация. Поэтому позвольте мне ответить Вам прямо по тексту Вашего письма.

Здравствуйте уважаемые!
В силу обстоятельств в данный момент мы живем в Китае и мне просто не к кому больше обратиться за помощью!!! Если честно, то даже не знаю с чего начать... Наверное лучше во временном ракурсе осветить мою проблему. Три года назад мы с сыном пережили первую психологическую травму - развод. Ребенку тогда, как раз исполнилось 6 лет. Через полгода я снова вышла замуж, но муж в тот момент уже работал в Китае, поэтому мы с сыном остались в России ждать приглашения. В сентябре мой мальчик идет в первый класс и начинается кошмар. Т.к. на мои замечания, сын парировал - а ты не учительница (Маша, контент-анализ этой фразы позволяет заключить: у Вашего сына весьма приличный интеллект; и это хорошо для прогноза ситуации). Приходилось со скандалами делать первые уроки(Маша, весьма важный вопрос: а до занятий в школе у него были подобного рода реакции на Ваши требования? Можно ли сказать: «да и раньше чуть ли не постоянно: чуть что – сразу же ор!» - Это очень важно для понимания причин. Если и раньше чуть ли не любое Ваше требование встречало сопротивление – тогда причина в природе (и что делать – вопрос отдельный). А вот если такого не было раньше – тогда причина точно в системе взаимоотношений в семье. Маша, Нужно обязательно прояснить этот момент) . А в середине учебного года нам приходит приглашение и мы переезжаем в Китай. Здесь сын начинает ходить в Китайскую школу (знание языка нуливое - много проблем), плюс ко всему мы самостоятельно дома занимаемся по программе русской школы, что бы в конце учебного года сдать программу экстерном.
Сейчас мой сын учится во втором классе. В китайской школе у него в прошлом полугодие были успехи и учителя его хвалили (конечно, умненький мальчик), т.к. языковой барьер преодолен, голова у него работает хорошо, следовательно и результаты хорошие.
В чем же проблема? Дело в том, что как в прошлом полугодии, так и в этом домашние задания делаются с криками и воями. Осенью приходилось сидеть с ним каждый вечер, иначе ничего не делал. Сейчас тоже может сидеть за столом, но при этом рисовать, мечтать, в общем все кроме учебы (Маша, это проявление протестной реакции. «Протестной» на что? Вначале был протест против содержания требования. А потом… потом развился порочный круг: Вы естественным образом оказываете на него давление, он естественным образом сопротивляется, Вы стремитесь преодолеть его сопротивление и оказываете еще большее давление, он еще больше сопротивляется, Вы еще больше… он еще больше… вот и возник порочный круг. Более того, теперь его протест не столько против содержания требования, сколько против Вас лично. Теперь Вы для него – олицетворение всего плохого в этом его мире. И здесь два вопроса: а) с чего всё началось (если причина не в природе – см. выше) и б) как разорвать этот порочный круг. Попробую вначале ответить на первый из них. Как я понял, по времени это связано со сменой «отца» - не стало прежнего, родного (по крови), появился новый. Я не знаю, как Ваш сын относился к родному отцу, но появление нового мужчины.. Маша, Вы что-нибудь слышали об Эдиповом комплексе? Суть – подсознательная ревность мальчика к отцу. А тем более к такому («у мужа плохие отношения с моим сыном»), который не любит Вашего сына. Всё это не могло не вызывать у сына состояние психического напряжения, на фоне которого даже Ваше незначительное давление воспринималось как огромная глыба, на которую было огромное сопротивление, на что было…) . Я понимаю, что нагрузка очень большая. Только и я, и он знаем, что все он может сделать очень быстро. А данные его действия просто демонстрация не желания. Постоянно забывает записывать домашнее задание, или просто забывает тетради в школе (Ну это скорее всего подсознательное стремление избавиться от работы… Хотя, если учитывать его совсем не плохой интеллект, не исключаю, что он это делает – «забывает» - вполне осознанно). Дома же без тетрадей сделать домашнюю работу нельзя. Или например вчера сидит ничего не делает. Я ему говорю иди ко мне садись рядом давай почитаем учебник по литературе. Приходит, садится, читает первое слово и начинается истерика (Маша, давайте предположим: при чтении у него возникло какое-то затруднение; поскольку он находится в психическом напряжении (особенно, когда контактирует с Вами – примите это), то вот и истерическая реакция, его психическое состояние готово к такой реакции, тем более в Вашем присутствии). Говорю, хорошо не хочешь читать иди доделай математику. Итак весь вечер. Гулять ребенок не ходит, потому как выполнение домашней работы затягивается до десяти часов вечера (при этом были дни, когда он делал все быстро и шел на прогулку Стоп! Очень важный момент! Не «день», а «дни» - несколько дней подряд! Вспомните, обязательно вспомните, что это были за дни, что это была за ситуация… Очень важно за это зацепиться…), телевизор не смотрит, по той же причине.
В общем если раньше можно было сына уговорить, убедить делать домашнюю работу, то сейчас это уже просто не реально. Он встает и говорит не буду делать, не хочу. По любому поводу начинается крик и ор, он прямо кипит весь (Да, теперь он уже не просто в психическом напряжении, теперь он «кипит»…)

. Сейчас ко всему прибавилось еще и вранье (Ну это-то понятно). При чем врет по мелочам, и тут же на них попадается.
Каждый вечер это кошмар!!! Я не могу ни поговорить с сыном, ни погулять, ни поиграть, т.к. у нас одни уроки, которые делаются в адской обстановке.
Я в ужасе!!! (Маша, согласен, ужасная ситуация)
Очень боюсь окончательно потерять с контакт с сыном!!!! (Кажется, Маша, потеряли, во всяком случае он ушел от Вас очень далеко, духовно ушел… Нужно вернуть… Как вернуть?

Попробую теперь дать ответ на этот - второй вопрос – что делать, как разорвать этот порочный круг… Вот Вы подходите к нему, вот Вы в знак примирения положили ему руку на плечо – и он сбросит ее! Ибо не верит, что такой человек может с миром… Ибо слишком много было от этого человека негативного… Вы снова кладете ему руку на плечо, и он снова ее сбрасывает! Не верит. И тогда Вам – на колени перед ним, со слезами просИте прощение – за всё, за всё… И может, дрогнет что-то в его душе… Вы слишком далеко его от себя оттолкнули, чтобы за неделю, за месяц приблизить его к себе, завоевать его дружбу, завевать его любовь!
Понятно ли, Маша, что нужно, чтобы разорвать этот порочный круг, в возникновении которого нет Вашей вины, ни грана, а есть Ваша беда! Ведь Вы же не хотели этого, когда меняли мужа… Ведь Вы же не думали оттолкнуть сына от себя… Но получилось – оттолкнули, далеко оттолкнули. И теперь в его глазах, обращенных к Вам – не любовь, а вовсе наоборот! Что делать? Образно говоря – стать перед ним на колени (и не дай бог гордыне победить… тогда всё! Конец!), вернуть себе его любовь… И помните, не за одну неделю, не за один месяц – слишком далеко он ушел от Вас… Верните, и будет он счастлив («Дайте мне любви взаймы и я стану Вашим, стану любить вас!»), и будете Вы счастливы вместе с ним!)
Кстати у мужа плохие отношения с моим сыном (Это очень плохой фактор). Когда у сына хорошее настроение, он готов и поговорить как со мной, так и с отчимом. Если настроение плохое, то муж первый враг.



Маша, а если я смогу быть Вам еще чем-либо полезен - напишите мне по адресу: 08-11-40@mail.ru - обязательно отвечу, да и загляните на мой сайт www.pan-alex-u.ru может, среди моих книг выберите себе что-то по душе и напишите, а я помогу….

С уважением, проф. А. Панасюк
Время создания: 11 Марта 2009 09:36 :: Тип участия:
Оценок: 0
Мнение зала
(Гость) Аля 10.03.2009 09:39
Маша, мы с сыном всю началку так промучились. Он твердил каждый раз приходя из школы, что устал, что много задали, что он ничего не хочет. Ни наказания с угрозами не помогали, ни взывания к амбициям.
Наверное, надо перерасти эту проблему. По своим приятельницам знаю, что у многих так, и почему-то в основном у мальчиков.
Вы все же старайтесь находить время на погулять-поиграть. Иначе устальсть толбько усугубится. Я разрешала сыну после школы часа 2 побеситься. Что толку делать уроки, когда он не соображает и тянуть до ночи. Уж пусть сперва погуляет, отдохнет, а потом сядет за уроки. Получалось, что в 2 мы начнем заниматься, что в 4 - результат один: домашку сделает часам к 8.
Ну и потом вашему сыну наверное еще трудно, потому что гон в чужой стране. Мне кажется, надо набраться терпения. Все со временем образуется. Не думаю, что у вас какой-то там неверный педагогический подход.
   
(Гость) Маша 11.03.2009 04:26
Спасибо большое за ответы. Они все такие разные, но в каждом есть доля истины!
Конечно же у моего сына есть друзья в школе! И каждый вечер когда он возвращается домой, он рассказывает про то, что у него произошло в школе. Вот только про уроки он не любит рассказывать. На вопрос - "Что нового узнал на уроке по математике/информатике/английскому", ответ - "да, ничего интересного там не было". Хотя через какое-то время может что-то вспомнить и взахлеб рассказывать.
С удовольствием изменила бы ему распорядок дня. Только вот сложно нам с этим. т.к. он приходит домой в шесть часов вечера. Час уходит на ужин, разговоры и отдых. остается два часа, за которые нужно успеть все сделать. Когда у него есть настрой, он все успевает, при этом остается время пойти погулять, посмотреть перед сном мультик и послушать книжку, которую ему читают вслух. Только к большому сожалению таких деней бывает очень мало (((( Чаще всего ему НЕ ХОЧЕТСЯ ни чего делать. Он так об этом и говорит. Хочет сам контролировать свое время. Ему не препятстуем в этом, стараемся направлять. Он сам устанавливает временые рамки. Например, через 15 мин. я иду делать домашнюю работу. Проходит 15, 30 мин, 1 час. Но ничего не меняется. Когда же ему напоминаешь, что его время, которое он сам себе установил прошло, начанается ор. Что бы ему ничего не говорили, что он сам все прекрасно знает и что делать он ничего не хочет. При этом он осознает, что на прогулку он уже сегодня пойти не сможет, мультика он так же не увидит...
Вот в такие дни, а их большенство, у меня просто руки опускаются (((
Не знаю что мне делать????
Давить его мне не хочется, только хуже. Получается, как снежный ком.
Ставить в угол и придумывать новые лишения???? или спокойно, но каждодневно внушать, что выполнение домашней работы необходимо????
   
(Гость) Аля 11.03.2009 15:25
Мне кажется, пытаться донести до него, что уроки - это ...ну такая данность, их просто надо делать каждый день, как родители каждый день ходят на работу.
Мой сейчас в 6 классе и кажется наконец понял: быстро сделал уроки - осталось время на развлечение. Но понял он это недавно. 0
Ещеможно часть уроков сидеть рядом, а на какое-то время потом отходить, договариваться: мол, ты сейчас вот это сделай, а я пойду по делам, через 15 минут подойду.По-моему нынешним детям действительно НЕ ХОЧЕТСЯ и им СКУЧНО СИДЕТЬ ЗА УРКОАМИ.