ПСИХОЛОГИЯ ПРОЩЕНИЯ

Добрый день!
Более трех лет назад пережила тяжелое расставание с мужчиной. Отношения начались в, по сути, не самом сознательном возрасте, сейчас уже, возвращаясь назад, никак не могу понять зачем вообще были начаты отношения с человеком, который, объективно, не подходил изначально. Разница в возрасте у нас 13 лет. В начале отношений я была 17-тилетней девочкой, он после двух разводов, есть ребенок. Хотя, по сути своей, голодранец. У него весьма обеспеченные родители, сам он за 3 года наших отношений работал в общей сложности может около года. В остальное время работала я. Наработала опыт, прибавила в зарплате, научилась преподносить себя, одеваться, как-то планировать расходы. В общем, росла, надеюсь умнела. Сейчас уже не знаю, любила ли. Но терпела. И истерики какие-то были по поводу того, что я на работе вся при параде, а он дома, и ревность и крики. Но что-то меня держало. В итоге долго и мучительно мы расставались. Возвращалась десятки раз, приезжал, цветы, слезы, стояния на коленях. А закончилось все больницей. После очередного расставания я приехала к своему дому после встречи с подругой, а он ждал у подъезда. Пьяный. Приревновал к водителю, сказал, что это был общий знакомый, хотя это было и обычное такси. После чего поставил перед фактом, что теперь он затащит меня в машину и моя мама никогда не найдет мой хладный труп в одном из лесопарков нашей необьятной столицы. К счастью, желание жить у меня пересиливает страх перед взрослым мужиком, так что, при помощи каблуков, когтей и проходящих мимо ребят отделаться удалось разбитым лицом и сотрясением мозга. Потом была больница, угрозы, слухи среди общих знакомых, какая я тварь и пр. и пр. Но пережила. И апатия была, и гнев, и просто безразличие. В итоге уже почти два года у меня прекрасные крепкие отношения. А обида, гнев и ненависть к бывшему мужчине все еще не отпускает.
Пыталась анализировать, что же мне нужно от него. И, наверное, просто понимание им хоть какой-то вины передо мною. И прекрасно понимаю, что этой вины он или не чувствует или просто никогда не покажет. А мне обидно, стыдно, противно, что такое вот случилось со мной.
Прошу вас помочь мне советом. Как простить человека, которого в глубине души не хочешь прощать? Как избавиться от мыслей о давно прошедших отношений и целиком уже отдаться новым: счастливым и удачным. Очень не хочется носить этот негатив на душе.
Сергей Алексеев. психолог-консультант

Здравствуйте, mirra!Довольно давно длятся эти ваши переживания, и не очень ясно, много ли можно сделать заочно. Здесь ведь в вас много всего. Мне кажется, даже страх еще не вполне ушел, страх, что такое вообще может случаться. И стыд вы чувствуете - похожий на стыд "взаймы", стыд не за себя. И гнев еще требует, кажется, своего выражения. В этих отношениях, скорее всего, была и та сторона, о которой вы скупо пишете - "что-то держало". Удалось ли вам вполне проститься с этой стороной, не в гневе ее отбросить, как будто ее и не было - а скорее, оплакать ее гибель. И удается ли вам вполне принять тот факт, что этот человек именно таков, каким вы его знали в разных ситуациях.. Вам бы отнестись к себе позаботливее и поработать с психологом вживую.
Пётр Юрьевич Лизяев. медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт
Добрый день!
Я выскажу вам психоаналитическую гипотезу - возможно в тех отношениях вы искали "папочку", это ставит вопрос о вашем детстве, о фигурах ваших родителей и о взаимоотношениях, которые были между ними и вами. Возможно вы не можете простить мужчину, с которым вы расстались как раз потому, что определённая часть вашего (бессознательного) гнева предназначается не ему, а кому-то другому.
Вы вполне можете попробовать разобраться с этими вопросами, обратившись к психологу/психотерапевту психоаналитического направления, в Москве подобных специалистов достаточно много и вы можете найти того, который подойдёт вам.
Пётр Юрьевич Лизяев
http://psy-therapist.ru
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
Мирра, а мне кажется, Вы должны быть благодарны Вашему прошлому мужчине. Он ведь, по сути, хорошенько поработал над Вашей жизнестойкостью и помог Вам сформировать систему жизненных приоритетов и ценностей, да, наверное, и развил чувственность."Все, что нас не убивает, - делает сильнее".
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Здравствуйте, mirra !
Вы задаете очень важный вопрос. Действительно, обиды, которые человек носит в себе, отнимают душевные силы.
Задумайтесь, так уж ли Вы "не хотите прощать" эту обиду?
Вы написали нам, Вы ищете выход. С большой долей достоверности предположу, что простить этого непутевого мужчину Вы все же хотите.
Я присоединюсь к коллегам, рекомендующим очную работу с психологом.