ЛОГОПЕД ДЛЯ РЕБЕНКА: КОГДА И КАК ПОМОЧЬ

25.11.2020

Каждого родителя волнует развитие его ребенка, и речь является одним из важнейших показателей. Четкая, грамотная и выразительная речь – это не только инструмент для общения, но и фундамент для успешного обучения в школе. Если вы замечаете, что ваш малыш говорит хуже сверстников, его сложно понять, или он вовсе молчит, возможно, пришло время обратиться к логопеду. Этот специалист занимается не только постановкой «трудных» звуков, но и развитием всех компонентов речи в целом.



В каком возрасте необходима помощь логопеда?



Многие ошибочно полагают, что логопед нужен только перед школой. На самом деле, помощь может потребоваться на разных этапах развития.




  • Ранний возраст (2-3 года). Это самый важный период для начала коррекционной работы. Поводом консультации логопеда для ребенка 3 года должно стать полное отсутствие речи в 2 года («молчуны»), использование лишь нескольких простых слов, нежелание общаться. Если к 3 годам ребенок строит только фразы из двух слов, его речь сильно искажена и непонятна окружающим – это серьезный сигнал.


  • Дошкольный возраст (4-5 лет). Это оптимальное время для коррекции звукопроизношения. Если ребенок в 4 года не выговаривает большую часть звуков, смягчает их, пропускает слоги, путает понятия – помощь необходима. Также специалист нужен при нарушениях темпа речи (заикание, чрезмерная торопливость).


  • Старший дошкольный возраст (5-7 лет). В этом возрасте речь должна быть в основном сформирована. Логопед помогает «поставить» самые сложные звуки (, ), развить связную речь, обогатить словарный запас и подготовить ребенка к грамотному письму и чтению, чтобы предотвратить дисграфию и дислексию.



Чем раньше выявится проблема, тем быстрее и эффективнее пройдет коррекция.



Какие особенности речи исправляет специалист?



Логопед – это многопрофильный специалист, который работает с широким спектром нарушений:




  1. Нарушения звукопроизношения (дислалия): Замена, искажение или пропуск звуков. Например, картавость (ротацизм), шепелявость (сигматизм), «Л» вместо «Р».


  2. Фонетико-фонематические нарушения (ФФНР): Ребенок не только неправильно произносит звуки, но и плохо различает их на слух, что ведет к проблемам с письмом.


  3. Общее недоразвитие речи (ОНР): Это комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи: звуки, словарный запас, грамматика и связная речь.


  4. Заикание (логоневроз): Нарушение плавности речи, сопровождающееся судорогами речевого аппарата.


  5. Дизартрия: Смазанная, нечеткая речь, вызванная нарушениями в работе нервной системы. Часто сопровождается слабым тонусом мышц лица.


  6. Задержка речевого развития (ЗРР): Отставание от возрастных норм речевого развития.


  7. Нарушения темпа и ритма речи: Слишком быстрая (тахилалия) или медленная (брадилалия) речь.



Какие форматы занятий применяют?



Современный логопед использует разнообразные форматы работы, делая процесс коррекции интересным и продуктивным.




  • Индивидуальные занятия. Это основной формат, особенно на начальных этапах. Специалист имеет возможность подобрать упражнения именно под проблемы конкретного ребенка, уделить максимум внимания постановке звука и тщательно проработать каждую трудность.


  • Групповые занятия. Они эффективны для развития коммуникативных навыков. Дети учатся общаться друг с другом, применять полученные знания в диалоге, участвуют в совместных играх и инсценировках. Это отлично развивает связную речь.


  • Логопедический массаж. Это техника, направленная на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата. Он бывает ручной и с использованием специальных зондов. Массаж особенно важен при дизартрии.


  • Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для укрепления и развития мышц языка, губ, щек. Это обязательный элемент каждого занятия, своеобразная «зарядка» для языка.


  • Дыхательная гимнастика. Помогает выработать правильную, плавную воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков.


  • Игровые методики. Поскольку ведущая деятельность ребенка – игра, все занятия строятся в игровой форме. Используются песок, куклы, картинки, интерактивные доски и компьютерные программы.



Помните, что успех логопедической работы зависит от слаженной команды: логопед – ребенок – родитель. Регулярное выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста – залог быстрого и стабильного результата. Не ждите, что проблема «рассосется» сама собой. Своевременный визит к логопеду поможет вашему ребенку заговорить красиво и уверенно, открыв ему дорогу к успешному будущему.

Смотрите также
 
Разделы новостей
Мандарины традиционно считаются главным символом зимних праздников и источником витамина С. Однако для значительной части населения употребление этих фруктов сопряжено с развитием серьезного дискомфорта.
Эволюция комфорта: Путеводитель по разнообразию современных мужских брюк и штанов
МРТ с контрастом шейного отдела позвоночника: Все, что важно знать