АГРЕССИЯ И ЖЕСТОКОСТЬ

Здравствуйте. У нас с мужем желанный и очень любимый ребенок. У меня еще есть дочь от первого брака (11 лет), очень ласковый и милосердный ребенок. Разница между сыном и дочкой 8 лет. Сын у нас (2г.8 мес.) проявляет большую агрессию и жестокость в отношении и близких и остальных людей. Причем, это началось с тех пор, когда он смог кусаться и драться, т.е месяцев с 6. Мы всей семьей ходим с синяках и покусах. Ребенок может просто подойти и без причин ударить сильно или ущипнуть и делает это с большим удовольствием. На жалость «давить» бесполезно, ему не жалко, в ответ только такой злорадный смех. Раньше не бил детей,с которыми дружит. А недавно стал драться и на улице. Дети, даже старше его по возрасту, его боятся и играть не хотят. Со своей стороны мы всей семьей его очень любим и постоянно обнимаем, целуем, гладим, часто говорим, что очень любим. Особенно агрессивно ребенок реагирует на любой запрет. Только скажешь ему:«этого делать нельзя, отойди оттуда или перестань», сразу подбегает и бьет или щипает. Сам по себе ребенок развитый, интересуется книгами, знает много стихов и песен, хорошо говорит. Не знаем, как себя вести, чтобы справиться с этой агрессией. Пытались ударить в ответ со словами:«Видишь, как это больно», пытались вызвать жалость, типа:«Мне больно, видишь, я плачу», просто останавливали замахнувшуюся руку со словами:«Нельзя маму (папу) бить». ВСё бесполезно.
Александр. Семейный психотерапевт г. Санкт-Петербург

МОжно предположить что ребенок испытывает тревогу потому агрессивен. Возрастная она или семейная или обусловлена личностными особенностями ребенка, трудно понять без консультации.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.
Универсальных рекомендаций по коррекции детской жестокости нет, но есть ряд общих советов, как выстроить доверительные отношения и эффективную коммуникацию: 1. уважать ребенка и его индивидуальность;
2. постоянно разговаривать с ним, вести легкие и интересные беседы, формирующие принципы правильного поведения и отношения к другим;
3. поощрять ребенка за его успехи, но не всегда материально, а добрым словом и похвалой;
4. не заставлять его заниматься тем, что он категорически не хочет, если в этом нет острой необходимости;
5. поощрять и содействовать его полезным увлечениям, мотивировать к занятиям спортом, творчеством и другой позитивной деятельностью;
6. при выборе дополнительных занятий обязательно учитывать его склонности и таланты, консультироваться с учителями, узнавать их мнение и ни в коем случае не делать выбор за ребенка;
7. следить за тем, что ребенок смотрит по телевизору, сколько времени посвящает компьютерным играм и каким именно, попробовать привить интерес к логическим и интеллектуальным играм;
8. ограничивать время малоподвижного досуга и включать в распорядок дня активные физические игры и нагрузки;
9. следить за тем, с кем ребенок проводит время, приглашать его друзей к себе домой, чтобы понять, что за дети составляют ближайшее окружение, чем интересуются и какие привычки имеют;
10. проводить больше времени вместе с детьми, ходить с ними на прогулки, заниматься активной деятельностью вместе. При этом досуг должен быть максимально интересным, иначе ребенок начнет воспринимать его как обременительную необходимость.