СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Здравствуйте, уважаемые психологи. У меня такая проблема - я разошлась с мужем, дочке 2,5 года. Как сделать так чтобы у неё не возникла психологическая травма? И возможна ли она в этом возрасте? Я живу у мамы, муж со свекровью, свекровь постоянно хочет забрать внучку к себе, говорит если отец будет почаще видеть дочь то захочет со мной сойтись, мне этого не надо. В данный момент я думаю только о дочке, она стала раздражительная и часто плачет без причины. От отца особой ласки она не получала, поэтому даже не спрашивает где папа? А когда приходит от моей свекрови то спрашивает - мама, я не пойму, где наш дом? тут или там? помогите пожалуйста, заранее огромное спасибо.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте Элла!
Прежде всего, нужно это свое расстроенное, негативное отношение к бывшему супругу не прививать дочери.
Для нее, что мать, что отец – одно. Нужно всячески пытаться оправдать супруга, даже несмотря на то, что в данный момент он не соответствует тем хорошим словам, которые Вы говорите о нем.
Можно ли как-то компенсировать то, чего не получает для души ребенок, оставшись без отца?
Конечно, очень трудно женщине переходить из одной роли в другую, то быть отцом, то быть матерью.
Лучше Вам Элла, оставшейся с дочерью, заботиться о том, чтобы быть духовно сильным человеком. Не быть раздражительной, истеричной. Быть спокойной и мирной.
Оставаясь теплой и ласковой матерью, Вы, Элла, сможете тогда твердо отстаивать те основы мировоззрения, которые уберегут дочку от больших ошибок.
Иногда женщины, попадаясь в ловушку возраста и боясь остаться одинокими, выбирают нового супруга, не совсем адекватно, не считаясь с мнением своих детей, не думая о том, будет ли новый муж хорошим, любящим отцом ее детям.
Но может ли женщина быть счастливой, если несчастны ее дети?
Как раз сегодня у меня была на приеме женщина, оказавшаяся в такой ситуации. Когда-то давно ее бросил мужчина, она осталась с девочкой и посвятила всю свою жизнь ее воспитанию.
В жизни было очень много трудностей. И вот наконец, когда ей уже около 40 лет, она встретила хорошего человека, который ее полюбил, и к которому она тоже испытывает симпатию. А дочь никаким образом не хочет впускать этого мужчину в их семью. Почему она должна идти на поводу у дочери?
Тем более, что до сих пор эта женщина не жила для себя. То родители больные были, то дочь нужно было поставить на ноги.
Поэтому разные бывают ситуации, нет универсальных рецептов.
Внешне ситуация может быть типичной, а узнаешь лучше – и очень много открывается существенных нюансов.
Вот в той ситуации, о которой я упомянул, женщина, на мой взгляд, не должна считаться с мнением дочери.
В заключение хочется сказать одно: всегда радуйтесь!
Несмотря ни на что, нужно всегда идти вперед, не боясь трудностей.
Да, жизненный путь связан с крестоношением, и нужно помнить, что крест – это наш флаг победный.
Поэтому с этим флагом нужно смело идти дальше, вперед, не оглядываясь назад…
Удачи Вам, Элла!
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Здравствуйте, Элла.
У ребенка есть двое родителей: Мама и Папа.
Если отец проявляет мало инициативы к общению с ребенком - это его Выбор. Ребенок остался с Вами, Вы несете ответственность за ее жизнь и развитие.
Скажите, Элла, а что делает ребенок дома у свекрови? Отец, как я понял, не очень-то и рвется общаться с ребенком. Свекровь намного активнее. Однако, это не ее ребенок, а Ваш.
И если после посещения свекрови ребенок становится нервным,  теряет понимание, где его дом, в котором ему комфортно и безопасно (" где наш дом? тут или там?") - у Вас есть право перенести место встреч ребенка с отцом на свою территорию.