ВОПРОС О ИНВАЛИДНОСТИ

Здравствуйте, уважаемые доктора.Хотелось бы проконсультироваться. Интересует вопрос о инвалидности.Состою на учете в ПНД, диагноз непрерывная параноидная шизофрения.Лежала один раз в больнице с 5 декабря по 26 декабря. Возможно ли получить в моем случае инвалидность не ложась в стационар снова?
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
После одной единственной госпитализации инвалидность даётся крайне редко, но возможна.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте Татьяна, нет.Инвалидность у больных шизофренией, наступает при различных типах течения и темпе прогредиентности заболевания, и обусловлена, в основном, темпом прогредиентности шизофренического процесса.К наиболее тяжелым - третьей степени - ограничениям жизнедеятельности (1-я группа инвалидности) приводит шизофрения, протекающая непрерывно-прогредиентно, по темпу ближе к злокачественной, с ранним началом, быстрым нарастанием негативных расстройств, практически безремиссионным течением. В клинической картине заболевания, в одних случаях, преобладают хронические кататоно-параноидные, галлюцинаторно-параноидные расстройства, сочетающиеся с явлениями психического автоматизма, псевдогаллюцинаторной симптоматикой и признаками формирования шизофренического дефекта; в других - выраженные негативные расстройства (аутизм, утрата эмоциональной привязанности к близким, утрата потребности в контактах), интеллектуальное недоразвитие, сочетающиеся с кататонической симптоматикой (периоды возбуждения, эхо- лалия, выкрики отдельных слов и др.).
Значительно выраженные, стойкие ограничения психических функций, выявляющиеся у этих больных, препятствуют осуществлению большинства категорий жизнедеятельности. Определяющими при установлении инвалидности, в большинстве случаев, являются ограничения способности к самообслуживанию и выполнению бытовой деятельности, а также способности к адекватному поведению; несколько реже - способности к общению, межличностным взаимодействиям и отношениям; способности к ориентации; мобильность.
Ограничения данных категорий жизнедеятельности обусловлены или значительно выраженными негативными расстройствами и изменениями личности (аутизм, некритичность, интеллектуальная недостаточность) или наличием стойкой психотической симптоматики, определяющей поведение больных (бредовое восприятие окружающего, кататоническое возбуждение, агрессивные тенденции).
Вторую степень ограничений жизнедеятельности (2-я группа инвалидности) могут вызывать такие особенности клинических проявлений шизофрении как неблагоприятное течение процесса с нарастанием прогредиентности заболевания, выражающееся в учащении и\или склонности к затяжному течению приступов и обострений, усложнении их клинической структуры, в снижении качества ремиссий, нарастании негативной симптоматики.
Оценка ограничений жизнедеятельности этим больным проводится на различных стадиях заболевания.
Затяжной психотический приступ, приводящий к выраженным ограничениям жизнедеятельности, характеризуется полиморфной психопатологической симптоматикой, сочетающей выраженные продуктивные расстройства (аффективно-бредовые, галлюцинаторно-параноидные, депрессивно-параноидные, депрессивно-ипохондрические) с выраженными дефицитарными (аутизм, сужение круга интересов, снижение продуктивности, эмоциональная измененность и др.).
При оценке ограничений жизнедеятельности на стадии затяжного обострения непрерывнотекущего процесса, в структуре предшествующих ремиссий ещё до возникновения затяжного обострения нарастают негативные расстройства (нарушение критичности мышления, обеднение мотивационной сферы, эмоциональные нарушения). Клиническая картина самого обострения определяется наличием симптоматики параноидного регистра в сочетании с негативными проявлениями.
Также, оценка ограничений жизнедеятельности проводится на стадии неполной, нестойкой ремиссии, характеризующейся или укорочением её длительности, или усложнением её структуры, либо тем и другим; многообразными сочетаниями остаточных позитивных и выраженных негативных нарушений; нарастающими изменениями личности (сужение круга интересов, утрата прежней целеустремленности, аутизм); отсутствием установки на трудовую деятельность.
Клинические типы ремиссий могут быть представлены в следующих вариантах:
- наличие остаточной бредовой, галлюцинаторной симптоматики в сочетании с аффективными нарушениями разной степени выраженности, разнообразными негативными нарушениями и изменениями личности (нарушениями мышления, эмоциональным обеднением, низким уровнем мотиваций, снижением интересов и др.);
- сверхцснные и паранойяльные образования, сочетающиеся с аффективными расстройствами и нарушениями в сфере эмоций, воли, мышления различной степени выраженности;
- стойкая психопатоподобные и аффективные расстройства с периодически возникающими декомпенсациями, проявляющимися усилением психюпатоподобных нарушений, кратковременными эпизодами бредовых идей отношения, элементарными галлюцинаторными включениями;
- преобладание негативных расстройств, проявляющихся в нарушении целенаправленной активности, редукции энергетического потенциала, нарушениями в сфере эмоций, воли, мышления.
Выраженные нарушения психических функций обусловлены наличием как позитивных, так и негативных проявлений.
Стойкие бредовые и галлюцинаторные расстройства, легко возникающие идеи отношения приводят к нарушению адекватной оценки своей роли и места в семье, на работе, в обществе; ограничивают способность к общению, межличностным взаимодействиям и отношениям; способность к адекватному поведению и, опосредованно, способность к выполнению задач и действий, обеспечивающих занятость и экономическую самостоятельность.
Однако выраженная продуктивная симптоматика влияет на осуществление основных категорий жизнедеятельности в течение ограниченного отрезка времени, поэтому при оценке клинического и социального прогноза в большинстве случаев решающее значение имеет характер, динамика и степень выраженности негативной симптоматики.
Явления аутизма, эмоциональных нарушений, снижение психической активности, диссоциация психической деятельности, проявляющаяся нарушением критичности при относительной сохранности интеллекта, приводят к снижению активного общения, инициативы, отсутствию потребности к деятельности, нарушению коммуникативных связей, что обусловливает ограничение способности к общению, межличностным взаимодействиям 2 степени; способности к адекватному поведению 2 степени; способности к выполнению задач и действий, обеспечивающих занятость и экономическую самостоятельность - 2 - 3 степени.
Таким образом, определяющими у этой категории больных являются ограничение способности к выполнению задач и действий, обеспечивающих занятость и экономическую самостоятельность, а также ограничение способности к общению, межличностным взаимодействиям;
несколько реже - способность к самообслуживанию и выполнению бытовой деятельности и способность к адекватному поведению.
К первой степени ограничения категорий жизнедеятельности (3-я группа инвалидности) приводит:
- приступообразно-прогредиентная шизофрения в случаях относительно благоприятного течения - с редкими приступами аффективно- бредового, депрессивно-параноидного, депрессивно-ипохондрического характера; ремиссиями с умеренно выраженными неврозоподобными, психопатоподобными, аффективными, фобическими расстройствами и неглубокими изменениями в сфере эмоций, воли, мышления;
- медленно-прогредиентная (вялотекущая) шизофрения с умеренно выраженными, но стойкими астено-депрессивными расстройствами в сочетании с ипохондрическими включениями, либо наличием обсессивно-фобических, астенических расстройств в сочетании с изменениями личности.
Затруднение осуществления различных категорий жизнедеятельности отмечается на отдаленных этапах заболевания при значительном усложнении клинической картины с углублением неврозоподобных, ипохондрических, аффективных нарушений; нарастанием изменений личности.
Ограничивают жизнедеятельность этой категории больных стойкие умеренно выраженные нарушения психических функций, обусловленные как продуктивной, так и негативной симптоматикой.
Стойкие астенические и неврозоподобные расстройства, аффективные (чаще депрессивные) нарушения приводят к снижению активности, инициативы, потребности в социальных контактах, что ограничивает способность к общению, межличностным взаимодействиям 1 степени; способность к выполнению задач и действий, обеспечивающих занятость и экономическую самостоятельность 1 степени; способность к самообслуживанию и выполнению бытовой деятельности 1 степени.Если клиническую картину заболевания в большей мере определяют негативные проявления (изменения в эмоционально-волевой сфере, неадекватная самооценка, явления аутизма, сужение круга интересов и др.), то они сами, без сочетания с продуктивной симптоматикой, обусловливают первую степень ограничения способности к общению, межличностным взаимодействиям; способности к выполнению задач и действий, обеспечивающих занятость и экономическую самостоятельность, способность к самообслуживанию и выполнению бытовой деятельности.
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Без стационарного обследования - нет. Имеются правила и их не обойти.Дневной стационар - маловероятно. Вряд ли медицинские чиновники станут отходить от прямых, простых и понятных им стандартным правилам.На такое способен лишь хороший и грамотный врач, а при получении документов на право инвалидности Вам вряд ли удастся встретиться.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Татьяна.
Госпитализация будет необходима.
Инвалидность нерабочей группы дается людям, которые в силу своей болезни не способны выполнять никакую работу. И если Вы получаете пенсию по инвалидности, то это говорит о том, что Вы по физическим или психическим причинам не можете работать.
Инвалидность нужно подтверждать каждый год, проходя обследование в стационаре в течение 5 лет. Потом группа может быть либо снята, либо назначена пожизненно. Тогда инвалидность снять уже не удастся.
При этом нужно регулярно посещать врача и принимать лекарства. Иначе, Ваше поведение врач может тоже трактовать, как выздоровление.