ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА МОЗГ

Здравствуйте. Человек в трезвом состоянии тихий, спокойный и замкнутый, а как только выпьет начинает «быковать», кидать понты, напускает показную крутизну и браваду, обещает «со всеми разобраться», будто совсем другой человек, полная противоположность себя. Бывает даже к людям пристает на улице, лезет обниматься, проявляет панибратство, пристает к женщинам. Почему так происходит? Можно ли сказать, что в пьяном состоянии выходит наружу его «истинное Я», или это скорее особенности влияния алкоголя на мозг (торможение коры или как там это называется)? Может быть даже скрытое психическое расстройство?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте!
Отвечу на ваши вопросы в том порядке, как вы их привели в своем письме выше.
Почему человек в трезвом состоянии тихий, спокойный и замкнутый, а после употребления алкоголя начинает "быковать", кидать понты, напускает показную крутизну и браваду, обещает "со всеми разобраться", будто совсем другой человек?
- Это довольно распространенное явление, связанное с изменением поведения под воздействием алкоголя. В трезвом состоянии человек может быть застенчивым, внутренне сдержанным или просто спокойным, потому что его социальные установки, стыд или страх оценки окружающих удерживают его от ярких проявлений. Но алкоголь оказывает расслабляющее влияние на центральную нервную систему, снижая уровень тормозящих механизмов, отвечающих за контроль поведения, и одновременно усиливая активность тех участков мозга, которые отвечают за импульсивность. В результате человек начинает вести себя более вызывающе, демонстрирует свою "крутизну", даже если в обычной жизни он таковым и не является. Это попытка подчеркнуть свою значимость или компенсировать внутреннюю неуверенность, через демонстрацию силы или уверенности.
Почему он начинает напускать показную крутизну и браваду, обещать "со всеми разобраться", будто совсем другой человек, полная противоположность себя?
- Такая трансформация - проявление так называемого "эффекта алкоголя" на личность. Алкоголь снижает уровень социальной и личной саморегуляции, позволяет человеку вести себя более вызывающе или агрессивно, даже если в обычной жизни он избегает конфликтов. В некоторых случаях это проявление внутренней потребности быть замеченным или признанным, компенсируя внутреннюю неуверенность или страх. Возможна и роль т.н. социального контекста - человек чувствует себя более смелым, чтобы произвести впечатление на окружающих.
Бывает даже к людям пристает на улице, лезет обниматься, проявляет панибратство, пристает к женщинам. Почему так происходит?
- Это поведение вызвано сразу несколькими факторами:
1. Потребностью в признании и внимании. Алкоголь снижает социальные барьеры, и человек начинает искать реакции у окружающих, чтобы почувствовать себя значимым.
2. Границы дозволенного размыты. Под воздействием алкоголя человек перестает контролировать свои действия и границы личного пространства, это и приводит к навязчивости или неуместным проявлениям.
3. Отсутствием социальной ответственности и тормозов, поскольку алкоголь подавляет тормозные механизмы, отвечающие за корректность поведения.
4. В некоторых случаях это является проявлением глубинных черт характера, например, склонности к навязчивости или потребности в доминировании, которые в трезвом состоянии скрыты, а при опьянении проявляются.
Можно ли сказать, что в пьяном состоянии выходит наружу его «истинное Я»?
- Это популярное выражение, но психологи и психиатры не считают его точным. Алкоголь скорее снижает контроль и тормоза, чем раскрывает "настоящую личность". Поведение человека в состоянии опьянения - это скорее проявление подсознательных аспектов личности, которые обычно подавляются и контролируются человеком. В этом смысле можно сказать, что некоторые черты характера или склонности проявляются ярче, но это не "истинное Я" в полном смысле этого слова. Поведение человека под алкоголем - это искажение и усиление определенных черт, которые в трезвом виде человек контролирует или скрывает.
Или это скорее особенности влияния алкоголя на мозг (торможение коры или как там это называется)?
- Да, влияние алкоголя на мозг - это ключевой фактор. Алкоголь действительно действует на центральную нервную систему. Тормозит кору головного мозга, когда тормозные функции связанные с самоконтролем, социальными нормами и моралью, заметно снижаются. Увеличивает активность лимбической системы, а это в свою очередь влияет на эмоции, импульсивность и агрессию. Заметно изменяет баланс нейромедиаторов, таких как глутамат и ГАМК, что и способствует сниженному контролю над действиями и импульсами. В результате человек становится менее сдержанным, более импульсивным и склонным к рискованному или вызывающему поведению.
Может ли это быть связано с скрытым психическим расстройством?
- В некоторых случаях, да. Поведение, которое резко меняется под воздействием алкоголя, может указывать на наличие или предрасположенность к определенным психическим расстройствам - личностным (например, пограничным, антисоциальным или нарциссическим), где есть склонность к импульсивности, агрессии или потребности в доминировании. Психотическим, при которых контроль над импульсами уже нарушен и алкоголь лишь усугубляет эти проявления. При наличии таких скрытых особенностей, поведение в состоянии опьянения может быть особенно ярким и проблематичным.
Поэтому поведение человека в состоянии опьянения - это комбинация снижения тормозных механизмов мозга, усиления импульсивных и эмоциональных реакций и, личностных особенностей (или скрытых черт характера). Алкоголь не раскрывает "настоящего Я", а временно освобождает подсознательные реакции, которые в трезвом состоянии контролируются и подавляются.
Артем Валерьевич Вичкапов. врач-психотерапевт, к.м.н., психиатр-психотерапевт высшей категории, когнитивно-поведенческий терапевт - г.Москва
Здравствуйте, Борис!
Из предположенных Вами вариантов нет противоречий, скорее истинное положение вещей может объединять всё это. Под влиянием алкоголя как мощного транквилизатора и стимулятора отключается один из поведенческих механизмов психологической защиты, социофобия. Ведь механизмы защиты психика формирует для контроля сильной тревоги, и алкоголь естественный корректор, к сожалению, крайне опасный по последствиям. Поэтому, многие люди с тревожными неврозами, например, становятся зависимыми. Социофобия может определять в трезвом состоянии "тихое" поведение. Под "защитным" избегающим поведением, естественно, кроется "истинное я". И по описанному вами, оно скорее нездоровое. Поскольку описанное поведение выходит за рамки приемлемого контроля безопасности и социальных норм, даже усредненных. Другое дело, что у этого "я" не обязательно психиатрический уровень расстройства, вполне может быть и невротический.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте!
Алкоголь меняет личность человека, "отключая тормоза", которые налагаются социальными рамками. Кроме этого, алкоголь может формировать алкогольную психопатию.