ПОНИЖЕННЫЙ УРОВЕНЬ СЕРОТОНИНА

Добрый день! Полгода назад поставили диагноз СРК (были и остаются проблемы ЖКТ), сдал различные анализы, никаких патологий не выявлено, только хронически колит, на фоне которого развился СРК. Теперь ближе к сути: последние месяцы мучает тревога, депрессии, иногда панически страх. Все это наблюдается когда необходимо идти на работу или вечером, непосредственно перед сменой. Очень тяжело заставить себя идти на работу, несколько раз поставили прогул, так как не смог перебороть себя психологически. Когда нахожусь дома, такой проблемы нет. Настроение в порядке, могут быть страхи, связанные с выходом на улицу и поездкой куда-либо, но сейчас они не так обострены, как было раньше. Обращался к психотерапевту. Первый раз были выписаны Флуоксетин, Эглонил и Клонозепам (последний коротким курсом). Из всего этого по ощущениям помог клоназемап, тревогу и страх убирал хорошо, но курс пропил постепенно отменил его, и тогда все вернулось. Эглонил немного успокаивал, но не более. От Флуоксетина эффекта не почувствовал. Так как проблема не ушла, а скорее даже обострилась, я обратился к психотерапевту повторно. Описал ему всю ситуацию и коротко расскажу и вам:
Сейчас мне 26, но лет с 17 были большие проблемы в семье (плохие отношения отца и матери, затем развод), что я, как человек чувствительный, переживал очень тяжело. Получилось так, что они разъехались, а я стал жить один. Сильно закрылся в себе, перестал общаться с друзьями, очень тяжело переносил это бремя, которое длилось около двух лет. На протяжении того времени развилась депрессия, нежелание выходить на улицу. Я стал очень раздражительным, озлобленным, неразговорчивым. Затем я познакомился с девушкой, жизнь наладилась, мы поженились. Но, к сожалению, мои переживания не ушли, а лишь скрылись на какое-то время. И время от времени они давали о себе знать: я проявлял беспричинную агрессию (меня могло разозлить даже, как жена щелкает пальцами), хотелось к чему-то придраться, чтобы устроить ссору. Причем это по отношению к любому человеку, стал ловить себя на мысли, что живу только негативом и постоянно всем недоволен. С этим я стараюсь бороться, настраивать себя. Но не всегда выходит, настроение меняется волнообразно. В данный момент беспокоит именно проблема того, что я как будто в клетке депрессии, а выход на работу ее только разжигает, и очень сильно. После последнего обращения врач назначил тералиджен и сдать анализы на литий и серотонин. К сожалению, анализы только-только готовы, и пока лишь в электронном варианте (в лабораторию еще не ездил), сейчас не могу вложить их в обращение, так как какие-то технические проблемы с личным кабинетом лаборатории, поэтому напишу результат, который помню. Анализ на литий был в норме. По крайней мере, была указана норма и мой результат, который в эту норму входил. Анализ же на серотонин был пониженным, при норме от 40 (к сожалению, не знаю, в чем измеряется) определили 20. Скажите, пожалуйста, является ли это следствием СРК или же наоборот - причиной развития СРК. Кроме общий советов (спорт, питание продуктами с содержанием серотонина и т.д.)? Является ли это причиной моего состояния, описанного выше, или же такой анализ не информативен, так как не показывает уровень серотонина в мозгу? Понимаю, что вердикт не выносится без личного обращения, но, к сожалению, к моему психотерапевту не так просто попасть, и запись у меня только через неделю. А на работу как-то нужно идти. Поэтому решил проконсультироваться заочно здесь. Есть ли какие препараты, которые поднимают уровень серотонина необходимы в моем случае? Возможно, тот же флуоксетин стоит продолжать принимать (сейчас его не принимаю)?
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Юрий.
Такие проявления в психиатрии называют объединенным понятием - органный невроз . Органный невроз - это соматоформное расстройство, где имеют место обратимые соматические проявления вместе с психической симптоматикой. Данным состоянием занимается врач-психиатр-психотерапевт. Начать лучше со стационарного лечения, где вы сможете пройти так же обследования других врачей, получить интенсивную медикаментозную терапию, пройти физиотерапию. Но наиболее важное значение здесь играют сеансы психотерапии.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте Юрий.В качестве небольшого предисловия: серотонин - это нейромедиатор, который является химическим веществом, его функция как нейромедиатора состоит в передаче между нейронами (клетками головного мозга, обеспечивающими умственно-психическую функцию человека) электрических импульсов. Серотонин метаболизируется в мозге из аминокислоты триптофана. При нарушении метаболизма серотонина меняется синаптическая передача электрического импульса от одного нейрона к другому, что приводит к нарушению функционирования центральной нервной системы.В основном серотонин у людей находится в кишечнике и пищеварительном тракте. Небольшое, но важное количество серотонина в организме - находится в центральной нервной системе, где он способствует эмоциональному регулированию. Низкий уровень серотонина в организме, может стать причиной депрессии, поэтому селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), которые повышают уровень нейромедиатора серотонина, используются для лечения пациентов с нехваткой серотонина в центральной нервной системе. Когда головной мозг производит серотонин, депрессия, напряжение, тревога снижаются. Когда мозг производит дофамин или норадреналин, мы склонны думать и действовать быстрее и, как правило, становимся более бдительными. Сложные углеводы, которые повышают уровень триптофана в мозге, оказывают успокаивающее действие.Для функционирования мозга также необходим тирозин и триптофан. Триптофан и тирозин влияют на химический состав и функции мозга, поскольку они являются предшественниками нейромедиаторов, медиатор передает нервный импульс через синапс другой клетке - нервной, мышечной или секреторной. В окончаниях определенных нейронов - триптофан и превращается в медиатор серотонин.Аминокислота тирозин полезна для тех, кто испытывает длительный и интенсивный стресс. Тирозин также влияет на настроение, и вместе с адреналином и норадреналином воздействует и на энергетический обмен.Настроение и мышление могут влиять на выработку серотонина. Медитация, йога, методы релаксации, снятия стресса могут улучшить способность мозга производить серотонин.Только не следует забывать о том, что избыток серотонина - может оказаться опасным для жизни человека. Если в организме его содержание выше нормы, человек будет страдать постоянным волнением, бессонницей, дрожью, обильным потоотделением. Избыток, как и недостаток серотонина в организме человека, одинаково вредны.
Важной составляющей медикаментозного лечения СРК - являются антидепрессанты различных классов: ТЦА, ИОЗС, новые антидепрессанты.Рациональное применение антидепрессантов включает: - лечение часто сопутствующей СРК психопатологии (депрессия, тревожные расстройства и др.); - воздействие на гастроинтестинальную физиологию (висцеральную чувствительность, моторику и секрецию); - уменьшение центрального восприятия боли, поступающей в виде афферентных сигналов из кишки. В первом случае используют полные терапевтические дозы ТЦА и избирательные ИОЗС. Во втором и третьем случаях - применяются низкие дозы ТЦА и ИОЗС. ТЦА преимущественно назначают больным, склонным к диарее, а ИОЗС - пациентам, предрасположенным к запорам. Поскольку антидепрессанты чаще используются длительно, чем "по требованию", их обычно назначают пациентам с хроническими и часто рецидивирующими симптомами.
Принцип работы ТЦА сводится к блокированию пресинаптического обратного захвата нейротрансмиттеров серотонина, норэпинефрина и в меньшей степени допамина в эндогенной болевой системе.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Вы не с той стороны подходите к решению проблемы! Подобными вопросами нужно заниматься под руководством и контролем со стороны врача-психотерапевта. Лечение должно быть комплексным и включать в себя психотерапию, как основной метод в решении проблем. Психотерапия должна помочь Вам разобраться в причинах появления тревоги, понять ошибочность страхов и изменить Ваше отношение к ним. Медикаменты играют вспомогательную роль в лечении и назначаются - при необходимости. Настоятельно рекомендую ориентироваться на это при выборе специалиста-психотерапевта. В Вашем описании о психотерапии нет даже упоминания! Посмотрите этот материал: http://pobedi-problemu.ru/kk/
Ефим Коренфельд. Врач психотерапевт, психолог
Здравствуйте, Юрий. Полностью согласен со своими коллегами. Лечение должно быть комплексное. На первом месте психотерапия, медикаменты подбираются индивидуально и играют только вспомогательную роль.