ОСТАТОЧНЫЙ СИМПТОМ

Здравствуйте.
Чуть более года я болел тревожно-депрессивным расстройством. К сожалению, уже довольно поздно решился обратиться к врачу, да и найти грамотного специалиста в нашем городе не так просто. Однако, в итоге, один врач смог подобрать мне препараты, и через 3 недели после начала приема расстройства начали быстро рассасываться вплоть до полного излечения. На данный момент, прошло уже около 5 месяцев с момента выздоровления и около 2 месяцев с момента отмены всех препаратов.
Где-то за месяц до начала восстановления у меня возник странный симптом. Его не так просто описать, но в целом это нарушение ориентации во времени. Как в краткосрочных промежутках (не могу засечь даже приблизительно 5, 10, 20 минут), так и в более длительных - без календаря и подсчета не могу даже примерно сообразить, как давно происходило какое-либо событие и так далее. Временная линия не строится, в голове все в куче (пока не заглянешь в календарь), и это происходит даже в пределах одного дня - к вечеру утро уже становится «туманным».
Я думал, что данный симптом улетучится после излечения вместе со всеми остальными, но этого не произошло. Ни в период выздоровления, ни после отмены антидепрессантов, ни после отдыха от дел и работы. Не сказать, что мешает жить, но неприятностей добавляет, особенно в плане планирования дел. Это единственное, что осталось от былой болезни, все остальное (настроение и психическое самочувствие, энергия и силы, продуктивность, мышление и умственная деятельность) в полном порядке. На память и запоминание также не жалуюсь.
Я не уверен, что это расстройство связано с психикой; больше склоняюсь к тому, что это когнитивное нарушение. Но сперва решил написать сюда. Ни мой психиатр, вылечивший депрессию, ни невролог в поликлинике не смогли мне с этим помочь. Есть какие-либо варианты выяснения и устранения проблемы? Спасибо.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Владимир.
Проблема невроза осталась не решенной. Нестабильность состояния связана с тем, что Вы просто заглушили проявления болезни, не разобравшись с той информацией, которую она Вам несет.
Во-первых, то, что с Вами происходит, относится к нарушениям психологической сферы. И заниматься диагностикой и лечением их надо у врача-психотерапевта, а не психиатра.
Во-вторых, еще ни одна таблетка не решила ни одну психологическую проблему. Медикаментозная терапия помогает лишь справиться со следствиями психологического дискомфорта: бессонницей, тревогой, нарушениями вегетативной нервной системы (головокружение, слабость, сердцебиение...), страхами, сниженным фоном настроения... Разобраться с причинами возникающих нарушений, исправить имеющую ситуацию, изменить отношения к происходящему, научится по-новому проявлять себя, накопить ресурсы для изменений и т.д. можно на сеансах психотерапии.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации провожу только в чате Макс или Telegram. Комментарии в "Мнениях зала" не читаю и в полемику не вступаю.

Здравствуйте, Владимир.
Деперсонализация, о которой вы ведете речь в своем письме, это расстройство самосознания, чувство изменения, утраты, отчуждения или раздвоения своего «я». В сравнительно легких случаях, деперсонализация выражается в том, что больные ощущают внутреннюю измененность, касающуюся своих чувств и мыслей, которые становятся не похожими на прежние. Возможна утрата чувств: пациенты утверждают, что они не ощущают ни радости, ни горя, ни печали, ни раскаяния, нередко у них пропадает чувство сна. Кульминация описываемого состояния - утрата собственного «я».
В более тяжелых случаях деперсонализация проявляется отчуждением чувства, мыслей, действий, иными словами, отчуждением собственного «я».
И наконец, деперсонализационные расстройства могут выражаться феноменом расщепления «я», при котором больные ощущают раздвоение своего «я», утверждают, что в них появилось как бы два человека, причем каждый из этих двоих по-разному воспринимает окружающее, думает и действует. Деперсонализационные расстройства очень часто, сопровождаются повышенной рефлексией, подробным изложением больными этого феномена, попытками его анализировать.
Дереализация - состояние, при котором окружающий мир, окружающая обстановка воспринимаются больными неотчетливо, неясно, как нечто бесцветное, призрачное, застывшее, безжизненное, декоративное, нереальное. Больные утрачивают чувственное восприятие предметов, лиц, которые представляются им отвлеченными, абстрактными, лишенными чувственного компонента. К дереализации относятся явления уже виденного (уже слышанного, испытанного, пережитого) и никогда не виденного (не слышанного, не испытанного, не пережитого).
В первом случае в незнакомой обстановке возникает ощущение, что эта ситуация знакома, известна, что больной в ней. находился прежде, во втором - хорошо известная обстановка кажется чуждой, увиденной впервые. Нарушается восприятие времени: оно кажется или медленно текущим, или необычайно стремительным.
Явления дереализации, как и деперсонализационные расстройства, возникают в структуре сложных депрессивных и других синдромов. Если явления деперсонализации и дереализации развиваются остро, то сопровождаются растерянностью, страхом, двигательным беспокойством.
Деперсонализационные и дереализационные расстройства, как правило, наблюдаются при эндогенных психических расстройствах, вяло протекающих или приступообразно-прогредиентных, могут они возникнуть и в структуре депрессивных приступов циркулярного психоза, при эпилепсии (в виде пароксизмов), или при психопатии.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Тревога, в которой Вы находились довольно длительное время, истощила энергетический потенциал вашего мозга. Одним из симптомов этого, вероятнее всего, и являются описываемые вами нарушения. Нужно время для восстановления привычного режима и уровня функционирования нервной системы (конечно, при условии полного решения проблемы тревожного расстройства).