ГАСТРОКАРДИАЛЬНЫЙ СИНДРОМ И ПРОЧИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Здравствуйте, уважаемый Доктор!
Беспокоят достаточно сильные боли в верхней левой половине груди, похоже, как я думаю, на боли в области сердца, при этом, проблем с сердцем не выявлено по результатам кардиограммы и эхо-кг сердца. Боли стихают после отрыжки воздухом, возникают периодически, иногда через некоторое время после еды, но, бывает, и не связаны с едой, немного стихают после еды, хотя - не могу сказать, что есть какая-то система, отрыжка воздухом наиболее значительный индикатор того, что становится легче. Боль достаточно сильная на пике, но может переходить в ноющую, длится иногда часами, или целый день.
Сделал около месяца назад ФГДС, выявлена эрозивно-геморрагическая гастропатия, по данным гистологии (биопсия сделана во время ФГДС) - хронический атрофический гастрит (слабая активность), прошел лечение (эрадикацию хеликобактер, применяю препараты по блокированию выработки соляной кислоты, придерживаюсь достаточно строгой диеты (стол №1)). В принципе, симптомы именно гастрита (тяжесть, жжение в желудке, специфическая боль в желудке) постоянно уходят, но - основной беспокоящий симптом - боль в груди слева (которая, кстати. при стихании концентрируется ближе к желудку) - все равно периодически повторяется.
О себе - в принципе, 36 лет, астенического телосложения, работа - за компьютером, можно сказать творческая (пишу тексты). Проблемы психосоматического плана возникали еще с детства, в институте притихли (не до того было, видимо. или некому было пожалеть в чужом городе) и все более возобновились уже ближе к 30-ти годам, через несколько лет после женитьбы и появления первого ребенка (началось с панических атак- высокого давления, пульса, вызова скорой, то, что у нас привыкли называть ВСД). Достаточно тревожно-мнительная личность, периодически бывают панические атаки (учащение пульса, давление и т.п.), психосоматическая симптоматика периодически варьируется - то синдром раздраженного кишечника дает о себе знать несколько месяцев, потом - мигрени, потом - панические атаки с увеличением ЧСС..., теперь вот - «то ли желудок-то ли сердце», что похоже на гастрокардиальный синдром. Не хочу зацикливаться на медикаментозных практиках подавления симптомов, думаю. все-таки, бОльшая, или очень значительная часть моих проблем - из за проблем психики. Хотя, конечно, это не отменяет решение выявленных объективно проблем с желудком или других, я это понимаю, болезни могут быть разные и источники проблем тоже. также, вполне возможно. что мои психосоматические нарушения как раз и «вылазят» в наиболее слабых объективно в конкретный момент местах, усиливая проблемы, обостряя симптомы, добавляя свое.
Теоретически, с тактикой решения подобных психосоматических проблем ознакомился, стараюсь неприятные рефлексы «укрощать», чтобы они стихали постепенно (отвлекаться, не обращать внимания, с каждым разом более спокойно относиться, рационально все воспринимать...) - но, к сожалению, если затихнет один психосоматический симптом - вылазит новый или даже «уже подзабытый».
В принципе, не могу назвать себя внешне нервозным и излишне эмоциональным, скорее - внешне достаточно спокоен, да и при возникновении описанных проблем голова продолжает чаще всего более-менее спокойно все воспринимать, уже научилась, наверное, и часто это помогает - но вот до конца излечиться не могу, тут видимо, нужна помощь специалиста по поиску более глубинных проблем, психолога, психотерапевта, психиатра. Что бы я не прочел и как бы сам себя не анализировал- я не могу сам себя вылечить до конца, нужен профессиональный взгляд со стороны, нужна Ваша помощь.
Прошу проконсультировать - что может быть глубинной (или иной) причиной симптоматики гастрокардиального синдрома и прочих в моем случае? Как решить мою проблему? Что мне предпринимать для полного выздоровления (на что я ориентирован прежде всего) в краткосрочной и долгосрочной перспективе? Существует ли конкретная практика для решения проблемы гастрокардиального синдрома в психиатрии или психологии? Целесообразна ли медикаментозная поддержка процесса лечения на определенной стадии?
Заранее благодарю Вас за ответ.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Игорь! Невроз - весьма многоликая проблема, она может иметь и ту симптоматику, о которой пишите Вы. Решение проблемы - в работе с врачом-психотерапевтом. желательно работать со специалистом, работающим методами когнитивно-поведенческой психотерапии. Эта работа поможет Вам понять причины появления тревоги, механизм развития её соматических проявлений, она научит Вас, как справляться с этими проявлениями, поможет понять те, ошибки, допуская которые, Вы позволяете проблеме снижать качество Вашей жизни. Можете посмотреть эту информацию - панические атаки.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации провожу только в чате Макс или Telegram. Комментарии в "Мнениях зала" не читаю и в полемику не вступаю.

Здравствуйте, Игорь.
Причиной развития гастрокардиального синдрома, чаще всего, является возбуждение блуждающего нерва, возникающее при повышении восприимчивости к раздражению механорецепторов (чувствительны к растяжению) и хеморецепторов (чувствительны к действию химических веществ), которые расположены в нижних отделах пищевода, желудке и начальных отделах кишечника.
Обычно, симптомы возникают при переполнении желудка пищей, аэрофагии (заглатывании большого количества воздуха). Причиной может быть и повышенное внутрибрюшное давление вследствие выраженного метеоризма, когда блуждающий нерв раздражается высоко стоящей диафрагмой.
В лечении данной патологии, обязательно принимают участие гастроэнтеролог, психотерапевт, а при необходимости - и хирург.
Независимо от причины, лечение гастрокардиального синдрома включает диетотерапию, основой которой является предупреждение перееданий. Питаться дробно, маленькими порциями. Необходимо ограничить химически грубую пищу, а также продукты, провоцирующие избыточное газообразование. При наличии ожирения обязательно проводится комплекс мероприятий по нормализации веса.
Для профилактики развития приступов за полчаса до планируемого приема пищи используются спазмолитики (папаверин, дротаверин). Если гастрокардиальный синдром не имеет органической причины, необходимо проведение психотерапии. Данное лечение обладает высокой эффективностью и существенно улучшает качество жизни пациентов. Медикаментозное лечение заключается в использовании седативных, успокаивающих препаратов.
При наличии фоновой органической патологии желудочно-кишечного тракта, в первую очередь требуется лечение основного заболевания. При язвенной болезни желудка назначается специфическая терапия, включающая антибактериальные средства, ингибиторы протонной помпы и препараты висмута. При грыжах пищеводного отверстия диафрагмы возможна консервативная терапия, целью которой служит снижение желудочно-пищеводного рефлюкса, предупреждение повышения давления в брюшной полости и профилактика гастрокардиального синдрома.
При неэффективности медикаментозного лечения, в том числе частом возникновении приступов, а также при наличии осложнений проводится хирургическое лечение. Операция направлена на ушивание грыжевых ворот, укрепление пищеводно-диафрагмальной связки (круропластика), фиксацию желудка. Прогноз благоприятный!
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Игорь.
Вы все разумно описали и находитесь на правильном пути. Психотерапевт сможет направить Ваши усилия в нужное русло, чтобы добиться более существенных положительных результатов. Ищите специалиста, кт Вам подойдет и начинайте внутреннюю работу очно или онлайн по скайпу.
Невроз имеет яркие физиологические проявления. Но сумасшествия и поражения органов при этом нет. Как это ни звучит парадоксально - это все происки тревожного ума. Именно он дает неправильные импульсы вегетативной нервной системе. Отсюда все эти красочные проявления. Хотя они приносят человеку истинный дискомфорт - никакой реальной почвы под собой не имеют. Данная симптоматика - представляет собой неправильно закрепившиеся реакции на стресс, неприятности и психотравмирующие ситуации. Поэтому нужно приводить в порядок именно психику, меняя деструктивные привычные реакции на полезные и конструктивные.