КАК НАУЧИТЬ ПОЧТИ ВЗРОСЛОГО РЕБЕНКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ?

моей дочери 18 лет. в данное время она является студенткой 1 курса, учится в другом городе. она с рождения очень нервная, с высоким уровнем тревожности. Я понимаю, что усугубила это состояние еще жестким воспитанием в раннем детстве, т.е. наказывала ее за поведение, тем более, что она не успокаивалась сразу, а начинала кричать еще больше. Могла вывести из себя кого угодно, даже самых спокойных членов семьи. А потом я вышла замуж, мой муж очень спокойный и мягкий человек, и очень ласково всегда относился к дочери, и до сих пор он очень жалеет ее всегда, хотя у нас есть общая дочь. еще с детства я заметила, что она ни в коей мере не признает свои ошибки, свою вину в какой-либо ситуации, даже если все доказательства налицо. всегда находится какая-нибудь отговорка, и причем она даже не пытается найти какой-то компромисс или выход из конфликта. Очень сложно у нас прошел подростковый период, когда она забросила учебу, пропадала на улице с не очень благонадежными друзьями, приходилось и повышать на нее голос, браться за ремень. она - симпатичная девушка, и всегда вызывала интерес у мальчиков. кое-как вышли из этого возраста, слава богу, в 11 кл. она взялась за ум, сдала неплохо экзамены и поступила в ВУЗ. СЕйчас у нее все хорошо. но меня беспокоит, что у нее в характере так и не появляются чувство отвественности, самостоятельности. Мы были рады, когда она поступила в соседний город, живет в общежитии. Мы с мужем думаем, что жизнь отдельно от родителей научит ее самостоятельности. конечно, мы ежедневно созваниваемся, страемся поддержать ее во всем. Но я вижу, что она до сих пор очень неуверенная в себе, хотя очень старается скрыть это, и если она провинилась в чем-то, то всеми способами старается доказать свою невиновность или непричастность. в этих случаях она бросает телефонную трубку (т.е. скидывает), и не хочет продолжать разговор, т.е. уходит от проблемы. как научить ее не уходить от проблемы, а стараться находить выход и нести отвественность за свои поступки? помогите, пожалуста. Заранее спасибо ВАм..
Сергей Алексеев. психолог-консультант

Любовь, это очень понятно, что вы беспокоитесь о своей дочери и хотите, чтобы она была более взрослой и самостоятельной.Но я хотел бы задать вопрос.Она что, должна стать самостоятельной именно для того, чтобы уменьшить ваше беспокойство?Какой цели служат ежедневные созвоны, например? Кому они нужны? Возможно, в первую очередь именно вам, а не ей."Я научу тебя самостоятельности!" - установка, внутренне противоречивая. Самостоятельность в дочери, скорее, можно замечать и поощрять, позволять ей расширяться и расти. А со своей тревогой, неизбежной при этом, справляться самой, не за счет постоянного оценивания каждого ее шага, или даже ошибки. Еще один момент - в вашем письме вы часто упоминаете слово "вина". Чем может провиниться перед вами взрослая дочь, живущая в другом городе? В этом возрасте люди могут совершать ошибки, и они уже достаточно взрослые, чтобы встречаться с последствиями этих ошибок и, возможно, считать, что они в чем-то провинились - но перед самими собой.
Александр. Семейный психотерапевт г. Санкт-Петербург
Любовь! Начните для начал с просто практических действий. Звоните дочери не каждый день. Есть знакомый психотерапевт в Улан-Удэ если нужно.
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Любовь!
Ваша дочь уже живет отдельно от Вас и учится на своих успехах и ошибках.
Стоит ли Вам тревожиться так и стараться опекать ее почти, как раньше?
Вы уже вложили в нее всё, что могли. Теперь, действительно, Вы можете только поощрять проявления самостоятельности и не впадать в панику от того, что дочь делает всё не так, как сделали бы Вы.
Снимите пресс жесткого контроля. Он не имеет смысла. Дочь и так обойдет его и сделает по своему, если захочет.