ВОПРОС

Здравствуйте!Нужна помощь в написании курсовой работы. Учусь на факультете психологии.Тема «Фрмы переживания чувств». Подскажите литературу кто изучал чувства? Сколько просмотрел интернета и литературы. везде в основном про эмоции. про чувства мало. Сколько вообще форм? нмогли бы вы их перечислить, т.к. в одной литературе так в другой подругому
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте Александр, курсовую я Вам конечно не напишу, но о формах переживания несколько слов скажу.
Чувства - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию.
По своей психологической природе чувства -это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека , составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений).
По своему социальному содержанию моральное чувство представляет собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия: к людям, самому себе, отдельным явлениям общественной жизни, к обществу в целом. Например чувства любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти являются субъективно-психологическим выражением практических взаимоотношений между людьми. А самолюбие , гордость , тщеславие , целомудрие суть проявления отношения человека к самому себе как к члену общества.
Таким образом, моральные чувства имеют социальный характер как по своему происхождению, так и по значению. Большинство из них оценивается моральным сознанием как положительные или отрицательные моральные качества, характеризующие нравственный облик личности.
От убеждений моральные чувства отличаются не своим содержанием (и те и другие выражают определенное отношение к объекту ), а лишь своей психологической формой.
Такие моральные принципы , как человеколюбие , патриотизм , оптимизм , пессимизм , национализм и др., укореняются в сознании людей не только в рациональной, но и в эмоциональной форме, относятся не только к мировоззрению, но и к мироощущению, связаны со сложными комплексами чувств.
Точно так же нормы, оценки, идеалы , понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются человеком и в чувственной форме расположений, стремлений, симпатий и антипатий.
Наконец, все то, что составляет содержание нравственного самосознания личности ( долг , ответственность , совесть , достоинство , стыд ), также проявляется в соответствующих эмоциональных переживаниях (чувство долга, ответственности, собственного достоинства, угрызения совести, муки стыда.).
Поступая по убеждению, человек подвергает анализу ситуацию в свете имеющихся у него знаний и на этом основании приходит к тому или иному решению.
Но при решении частных проблем человек практически не может каждый раз анализировать выработанные обществом моральные представления.
В обиходе он часто должен совершать нравственный поступок , мгновенно реагируя на возникшую ситуацию, без раздумий и рассуждений. В этом ему помогают моральные чувства. Руководствуясь ими, человек реагирует па ситуацию непосредственно, непроизвольно, автоматически активизируя накопленный и отложившийся в его психике прошлый опыт (привычки), который сразу же выявляет себя в эмоциях и побуждениях.
Формирование целостной личности, направляющей свою моральную деятельность без внешнего и внутреннего принуждения, поступающей по внутренней « потребности здорового организма », по «естественной» склонности и привычке, в значительной мере осуществляется в процессе воспитания нравственных чувств (культура чувств). Эта задача представляет собой вместе с тем одну из важных сторон решения проблемы нравственной свободы личности.