РЕБЕНОК И РАЗВОД

Здравствуйте! Мой муж собирается подавать на развод (живёт с др женщиной). Нашему совместному ребёнку 3 г. Муж приходит на прогулки с сыном постоянно со своей подругой. Я думала, что малыш ничего не понимает. Он стал задавать вопросы: Мама, а почему папа уходит, почему не остаётся с нами. Я говорю, что он теперь живёт с тётей О. Сын начинает кричать: не хочу, чтобы он жил с ней, хочу, чтоб он был с нами. Она страшная и голова у неё странная. Хотя я ребёнку о них ничего плохого не говорю, ради него же. Недавно я его вывела к отцу, а он опять с подругой. Я повернулась уходить, а сынок догоняет меня и со слезами кричит«Мама, останься с нами!». Я где-то читала, что не стоит детей без особой необходимости знакомить с «новыми», что это может сказаться на их психике. Так ли это? Я вижу, что малыш переживает
Кузнецова Юлия Владимировна. Нейропсихолог, психолог. г.Москва

Здравствуйте, Юлия!
Малыш воспринимает мир через эмоции родителей, поскольку своего опыта поведения у него нет. Вовсе необязательно говорить лично ребенку плохие слова про подругу мужа, достаточно Вашего отношения к ней и услышанных вскользь разговоров. И увиденных Ваших переживаний, чтобы среагировать на ситуацию развода "правильным" образом.
Сейчас, приобретя опыт жизни в полной семье, ребенок уже что-то понимает, знаком с тем "как должно быть" и всеми силами стремится возвратить статус-кво. Его мир это мама, папа и он. Это его семья. Но то, что Вы не живете с мужем не должно отражаться на ребенке. Если принято решение о разводе, стоит продумать моменты встреч. Найдите возможность не просто передать сына, а немного пообщаться всем вместе, рассказать про сынишку, обсудить какие-то общие моменты. Иногда устраивайте совместные прогулки - Вы, сын и муж.
Знакомить ребенка с пассиями мужа смысла, безусловно, нет никакого, если они разные. Равно как и с Вашими будущими знакомыми. Но если новые отношения переросли в семейные, познакомить надо. И, как бы Вам ни было больно, доброжелательно. Если малыш в силу ряда обстоятельств остро реагирует на подругу мужа, пусть папа встречает малыша один, а она присоединятеся спустя некоторое время момента встречи.
ОБъясните малышу, что у него есть и папа и мама. И они его очень-очень любят. Но недостаточно любят друг друга, поэтому сейчас не живут вместе.
Будьте с сейчас особенно бережны к ребенку, потому что Ваш развод накладывается на кризисный 3-х летний возраст Вашего сынишки, и он в это время особенно раним, эмоционален и уязвим.
Удачи!