КАК ВЕСТИ СЕБЯ С БАБУШКОЙ?

Добрый день! Моей бабушке 86 лет. Характер у нее всегда был достаточно тяжелый, но последние пару лет и вовсе с ней общаться стало невозможно. Раньше мы жили вчетвером в одной квартире с ней и моими родителями. Потом внезапно умер папа (инфаркт), что было страшным ударом для всех. Через какое-то время я вышла замуж и уехала жить к мужу. Мама осталась вдвоем с бабушкой и это полный кошмар. Бабушка изводит маму постоянными претензиями ко всему и ко всем. Такое ощущение, что она просто ненавидит всех окружающих. Попадает и маме, и брату, и его жене, и их сыну, и приходящим в гости соседям на даче, даже их трехлетней дочке. Причем доводит она всегда как-то весьма хитро, никогда не скажет напрямую в грубой форме. Начинает обычную беседу, дальше начинает давить на какую-нибудь «больную мозоль» или проблему и потихоньку выводить человека из себя. Когда на нее срываются и в итоге разгорается скандал, она начинает обижаться и говорить «Ну ладно уж по старости что-то не так сказала а вы так реагируете». У всех ощущение что ей доставляет удовольствие, когда кто-то срывается, как будто энергией заряжается. Мы договаривались, вообще не реагировать на каверзные вопросы и комментарии, воспринимать ее как ребенка или больного человека. Никто больше пары дней не выдерживал, пока она не доводила кого то из нас, она не прекращала.
Хотелось бы отметить что у нее при этом какая-то одержимая любовь началась ко мне. Про меня она никогда не говорит гадостей, всем кричит что я ее один свет в окошке. Трясущимися руками обнимает меня, когда я приезжаю в гости. Но и меня тоже доводит до истерик, всякими бредовыми идеями на счет моих близких, а потом плачет, что я ее не так поняла. Считает, что я очень бедная и несчастная девочка, и с мужем мне плохо, обвиняет маму, что это она виновата что я «плохо» живу.
А на брата моего как раз абсолютная другая реакция, он всегда во всем виноват и все плохо делает.
Как нам научиться с ней общаться? Мы понимаем, что она старый человек, но во-первых, когда она лежала в больнице на обследовании, и мама просила психиатра в том числе к ней зайти - итог, абсолютно адекватна; а во-вторых никто не может понять как она умудряется вывести из себя и спровоцировать на реальную истерику и приступы гнева совершенно разных и в целом абсолютно нормальных в других ситуациях людей.
Больше всего переживаю за маму. Она и так тяжело переживает смерть папы, и не справляется с депрессией, так еще и бабушка ( она ее мама) «сожрала» всю ее нервную систему за последние 2.5 года.
Также отмечу, что живет бабуля в очень комфортных условиях, мама очень хорошо за ней ухаживает, никакого недостатка в деньгах или тем боллее в продуктах нет.
Серьезных заболеваний нет никаких. Врачи говорят анализы все и результаты обследования как у 30 летних.
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Здравствуйте, Татьяна.
Итак, что мы узнали про Вашу бабушку: "- Ей 86 лет.
- Характер у нее всегда был достаточно тяжелый, - изводит маму постоянными претензиями ко всему и ко всем.
- ощущение, что она просто ненавидит всех окружающих.
- доводит весьма хитро, …начинает давить на какую-нибудь «больную мозоль» или проблему и потихоньку выводить человека из себя- начинает обижаться и говорить «Ну ладно уж по старости что-то не так сказала а вы так реагируете»- какая-то одержимая любовь началась ко мне. …доводит до истерик, всякими бредовыми идеями на счет моих близких, а потом плачет, что я ее не так поняла- Считает, что я очень бедная и несчастная девочка, и с мужем мне плохо, обвиняет маму, что это она виновата что я «плохо» живу. - на брата моего как раз абсолютная другая реакция, он всегда во всем виноват и все плохо делает. " - скажу сразу, что ЭТОГО очень мало, чтобы делать выводы и что человек имеет право так себя вести , если искренне верит в какие то свои умозаключения.
Если бабушка абсолютно психически здорова, то все проявления - особенности её личности и характера. За 2,5 года возможно было найти общий язык с таким человеком или понять, что общение не получается и общаться по минимуму.
Другое дело , если осмотр психиатра был поверхностным и бабушка нуждается в лечении или психологической коррекции. Тогда нужно пригласить психиатра на дом. Вы не описываете Конкретных случаев доведения родственников до срыва, поэтому судить о психическом здоровье бабушки - пока не представляется возможным, а то что Вы уже описали - НЕ ПАТОЛОГИЯ , и в каких то ситуациях - может быть даже адекватным.
Ещё возможен вариант, что все кто общается с бабушкой находятся в Неврозе разной степени и не могут в этом состоянии сдерживаться. По крайней мере Вашей маме необходимо срочно показаться Психотерапевту. Ей как никому из близких надо выработать тактику поведения при общении со своей мамой, раз уж не возможно исключить это общение. Научиться релаксации и эмоциональной саморегуляции. Возможно есть какая то недоговорённость, застарелый конфликт, который можно разрешить только после нескольких сеансов Семейной Психотерапии. Мои данные в профиле. Обращайтесь, могу посоветовать грамотного специалиста.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте Татьяна!Речь скорее сего, идет о характерологических особенностях вашей бабушки, а не о патологии в связи с возрастными мозговыми изменениями. Из своего практического опута скажу, что как раз такие "едкие и колючие старички" -живут долго, и до последнего дня сохраняют ясность ума и трезвость мысли. Отчасти, это конечно здорово, но их близким - не позавидуешь. И я склонен считать, что это Вам с мамой необходима поддержка со стороны психотерапевта или грамотного специалиста-психолога, а не вашей бабуле.Делать нечего, терпения Вам и понимания. Ведь все мы - когда то будем старыми...
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Организуйте обращение Вашей мамы к врачу-психотерапевту. Лечение поможет ей пройти этот сложный период в жизни. На бабушку учитесь не обращать внимание. Это возрастные изменения психики. Переделать ее вам не удастся!