НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

Моему сыну 4.,5 года. Отец ушел когда ему был год и ни разу к ребенку не пришел, не хочет, как бы я его не убеждала. Т.е мой сын своего отца не знает, другого мужчины у меня нет. В общении с ребенком я сколько могла обходила тему отца сторонкой - просила всех не говорить при нем это слово, пропускала это слово в книжках, заменяла чем-то другим, не показывала мультики, где упоминается папа и т.д., потому что не знала как лучше поступить чтобы его не травмировать, он у меня и без того очень нервный, тонкий и впечатлительный ребенок. Но разговор все-таки назрел, а я не знаю, что ему сказать. Хотя в детский сад мы не ходим и никто посторонний на эту тему с ним говорить не мог, он сам понял, что у других есть папы, но никаких вопросов мне не задает.Началось с того, что на занятиях английским яз. как назло -тема «семья», им показывают картинки улыбающихся деток на руках у мам и пап, я думала - он растеряется, но он на первом же занятии без запинки усвоил все варианты обращения к папе , и официальные, и ласковые, и сокращенные! Дома опять - я молчу об этом, и он молчит. Потом на другом занятии, где я уже не присутствовала, а ждала в коридоре, он вдруг выходит ко мне посреди занятия. Я спрашиваю - ты что? Молчит. Через пару минут выходит учительница: «Он у вас забыл, как папу зовут. Ну что, ты спросил у мамы?» Я наверное сделала неправильно, но я сказала ей - «не надо об этом». Она сразу осеклась, но уже поздно. Дома я выбираю удобный момент и решаюсь завести с ним разговор, так теперь он уходит от разговора, переводит на другую тему, как будто не слышит. Скажите пожалуйста, как правильно все-таки мне выйти из этой ситуации, как и что ему сказать? Мой ребенок задает мне весьма серьезные вопросы о Боге, так я чувствую, что фигура папы в его сознании теперь еще более загадочная и значимая, чем Бог! Я не хочу говорить ему плохо о бывшем, муже, но ведь и хорошего сказать совершенно нечего. Я ему позвонила, описала ситуацию, но ему все это неинтересно, он не планирует общаться с сыном.Что мне делать?
Пётр Юрьевич Лизяев. медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт

Сложно давать точные рекомендации, не зная деталей, именно поэтому всегда необходима очная консультация с психологом. Попробуйте найти такую возможность.
Общие рекомендации следующие.
Скажите ему правду, только - в приемлемой для ребёнка форме.
Скажите, что "так получилось, что папа не захотел жить со мной - и теперь не хочет видеть и тебя, возможно потому, что сердится на меня".
Покажите ему фотографии. Скажите, что может быть со временем отец передумает - и когда ты подрастёшь - захочет с тобой пообщаться".
Лучше такая горькая правда - чем любые "увиливания" и/или ложь, которые оставляют ребёнка в растерянности - и "сводят с ума" - как фигурально, так иногда и в самом прямом смысле.
Пётр Юрьевич Лизяев
http://psy-therapist.ru
Морозова Анна Валерьевна. Детский психолог
Здравствуйте, Ирина. В таких ситуациях лучше правда, чем ложь и увиливания. Продумайте, что скажете ребенку, чтобы он Вас понял. Расскажите ему об отце, если не можете что-то хорошее, то хотя бы нейтральное.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.
Лучше горькая правда, чем даже самая сладкая - ложь.