КАК ПРИЗНАТЬ НЕДЕЕСПОСОБНЫМ?

Женщина 62 года заболела ментально, уже около 4 лет. Раньше была нормальной. Везде видит преступников, кругом зараза, тактильные галлюцинации, разговаривает «сама с собой» и тд. При этом физически справляется самостоятельно - сама ходит в магазин, готовит, в доме чисто, одевается нормально. Но из-за ментальной болезни не способна решать юридические вопросы. Ей надо вступать в наследство, а она в нотариусе видит преступника, из-за этого теряет наследство. Есть и другие юридические вопросы, которые она не может решить из-за болезни. При этом психиатр отказывается ее смотреть без её согласия, по закону без согласия нельзя. Что делать в такой ситуации? И можно ли признать человека недееспособным в таком случае - без справки психиатра, и когда физически сама себя обслуживает?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте!
Понятие недееспособности подробно раскрывается в ч. 1 ст. 29 Гражданского Кодекса РФ. Признать гражданина недееспособным может только суд, и исключительно в порядке установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Врачи-психиатры не имеют никакого отношения к этому процессу, поскольку это не медицинский, а юридический вопрос.
Для признания гражданина недееспособным рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
Шаг 1. Обратиться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным могут только (ч. 2 ст. 281 ГПК РФ):
• члены его семьи;
• близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) независимо от совместного с ним проживания;
• органы опеки и попечительства;
• стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами;
• медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь.
Шаг 2. Для обращения в суд вам потребуются в том числе следующие документы:
1) заявление о признании гражданина недееспособным, в котором необходимо изложить обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими (ч. 2 ст. 282 ГПК РФ);
2) свидетельства органов ЗАГС, подтверждающие родственную связь заявителя и гражданина, в отношении которого подано заявление;
3) справка из психоневрологического диспансера, заключение врача-психиатра, выписка из амбулаторной карты больного с указанием диагноза, свидетельство об инвалидности и др.;
4) ходатайства об истребовании медицинских документов, которые могут быть представлены только по запросу суда;
5) ходатайство о назначении судебно-психиатрической экспертизы.
Шаг 3. Заявление подается в суд по месту жительства гражданина, признаваемого недееспособным, или по месту нахождения психиатрического или психоневрологического учреждения, в которое помещен этот гражданин (ч. 4 ст. 281 ГПК РФ). В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина.
Если гражданин явно уклоняется от прохождения судебно-психиатрической экспертизы, суд может вынести определение о его принудительном направлении на экспертизу (ст. 283 ГПК РФ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 12.01.2017 № 3н).
Судебно-психиатрическую экспертизу проводит эксперт в медицинской организации (психиатрическом диспансере) (ч. 1 ст. 62 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. п. 3, 6, 7 Порядка № 3н). Заявитель по делу о признании гражданина недееспособным освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела, в том числе от расходов на проведение экспертизы (ст. 94, ч. 2 ст. 284 ГПК РФ).
Шаг 4. Дела о признании граждан недееспособными суд рассматривает в порядке особого производства (п. 4 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ). Это означает, что суд рассматривает дело с участием заявителя, представителей органов опеки и попечительства, прокурора, которые дают свое заключение, а также самого гражданина, в отношении которого подано заявление о признании недееспособным, с тем, чтобы он имел возможность самостоятельно или через своего представителя изложить свою позицию, и при условии, если его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни или для жизни или здоровья окружающих. В противном случае дело может быть рассмотрено по месту нахождения гражданина, в том числе в помещении психиатрического или психоневрологического учреждения, с участием самого гражданина (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ).
Суд исследует все представленные заявителем доказательства: справки о нахождении лица на лечении в психиатрическом учреждении, о нахождении лица на учете у психиатра, об инвалидности; показания свидетелей; выводы, сделанные экспертами при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
Шаг 5. Придя к выводу о психическом расстройстве гражданина, в результате которого он не может понимать значение своих действий или руководить ими, суд выносит решение о признании этого гражданина недееспособным. Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ). Гражданин, признанный недееспособным, вправе лично или через выбранных им представителей обжаловать решение суда в апелляционном порядке, подать заявление о его пересмотре в связи с вновь открывшимися или новыми обстоятельствами, а также обжаловать в кассационном и надзорном порядке, если суд первой инстанции не предоставил этому гражданину возможность изложить свою позицию лично или через выбранных им представителей (ч. 3 ст. 284 ГПК РФ).