ПРИЗНАНИЕ СДЕЛКИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ

Добрый день!
Отец более 12 раз за последние 10 лет госпитализировался в медицинские учреждения психиатрического (наркологического) профиля с F 23.10, F 20.01, затем F 20.00, а также имел вторую стадию алкогольной зависимости и наркотическую зависимость. С 26.05.2023 по 23.06.2023 была предпоследняя госпитализация. В июле 2023 он заключил договор дарения доли в квартире, удостовернный нотариусом. С 12.03.2024 по 27.04.2024 последняя госпитализация. 09.03.2025 года умер. Недееспособным (ограниченно дееспособным) не признавался.
Вопросы:
1. можно ли оспорить эту сделку на основании пункта 1 статьи 177 ГК РФ как заключенную в таком состоянии, когда он не понимал значение своих действий и руководить ими?
2. каковы шансы, что посмертная СПЭ даст заключение, что в момент заключения договора дарения в июле 2023 года он не понимал значение своих действий и не мог ими руководить?
3. каковы шансы, что посмертная СПЭ даст заключение, что с момента заключения сделки в июле 2023 года и по момент смерти 09.03.2025 года он не осознавал возможность ее оспаривания?
4. являлась ли его болезнь тяжелой.
Ссылка на имеющиеся документы:
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте!
Да, оспорить сделку Вы имеете право и шансы на успех для Вас - достаточно велики.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте!
1. Да, оспорить сделку на основании пункта 1 статьи 177 ГК РФ ("Недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими") возможно. Диагнозы (F 23.10, F 20.01, F 20.00) указывают на психические расстройства - острое полиморфное психотическое расстройство, параноидная шизофрения (с эпизодами), шизофрения, наличие алкогольной и наркотической зависимости (вторая стадия). Госпитализации в психиатрические учреждения подтверждают наличие этих расстройств и, вероятно, их обострения.
Договор дарения был заключен в июле 2023 года, спустя всего месяц после предпоследней госпитализации (26.05.2023 - 23.06.2023) и до последней госпитализации (12.03.2024 - 27.04.2024). Это говорит о том, что психическое состояние отца могло быть нестабильным в этот период. Отсутствие решения суда о признании отца недееспособным или ограниченно дееспособным не исключает возможности оспаривания сделки. Статья 177 ГК РФ предполагает оценку состояния лица в момент совершения сделки, а не наличие юридического статуса недееспособности. Пункт 1 статьи 177 ГК РФ позволяет оспорить сделку, если лицо в момент ее совершения не понимало значения своих действий или не могло ими руководить. Доказательством этого является заключение судебно-психиатрической экспертизы.
2. Шансы на положительное заключение СПЭ (в пользу оспаривания сделки) достаточно высоки, но зависят от множества факторов. Многочисленные госпитализации в психиатрические учреждения с указанными диагнозами являются сильным аргументом. Близость госпитализаций к моменту совершения сделки (до и после) указывает на нестабильное состояние. Чем более подробная медицинская документация (истории болезни, выписки, результаты обследований, записи врачей), тем больше оснований для экспертов сделать вывод о психическом состоянии. Дарение - безвозмездная сделка. Суд будет оценивать, насколько сделка соответствовала интересам дарителя, учитывая его состояние. Если есть свидетели, которые могут подтвердить неадекватное поведение отца в период совершения сделки (нелогичные поступки, нарушение речи, дезориентация), это в разы усилит позицию истца. Нотариус, удостоверивший сделку, может быть допрошен в суде. Его показания о поведении дарителя в момент подписания договора могут быть важными.
Но есть и факторы, уменьшающие шансы на положительное решение суда. Если медицинские записи скудны или вообще отсутствуют, экспертам будет сложнее сделать вывод. Если нотариус зафиксировал в договоре, что даритель понимал значение своих действий и руководил ими, это может усложнить дело. Если нет свидетелей, которые видели дарителя в период заключения сделки, это ослабит позицию истца. Если будет установлено, что даритель был заинтересован в совершении сделки, это может повлиять на решение суда.
3. Шансы на такое заключение гораздо ниже, чем на заключение о неспособности понимать значение своих действий в момент заключения сделки. Оценка понимания возможности оспаривания сделки требует анализа более сложных когнитивных функций, таких как способность к абстрактному мышлению, понимание правовых последствий и осознание своих прав. Отсутствие понимания возможности оспаривания сделки не является прямым следствием психического расстройства, указанного в диагнозах. На осознание возможности оспаривания сделки могут влиять различные факторы, не связанные напрямую с психическим состоянием - юридическая грамотность, осведомленность о своих правах, наличие информации. В данном случае срок исковой давности по оспариванию сделки составляет три года с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае смерти дарителя, истец (наследники) будут представлять его интересы.
4. Да, болезнь отца являлась тяжелой. Более 12 госпитализаций в психиатрические (наркологические) учреждения за 10 лет, свидетельствуют о хроническом течении болезни и необходимости интенсивного лечения. Диагнозы (F 23.10, F 20.01, F 20.00) указывают на серьезные психические расстройства, которые могут значительно влиять на функционирование человека. Наличие второй стадии алкогольной зависимости и наркотической зависимости усугубляет психическое состояние и приводит к ухудшению когнитивных функций и поведенческим нарушениям. Госпитализации свидетельствуют о необходимости медицинского вмешательства и лечения, и это тоже указывает на тяжесть заболевания. Смерть отца, учитывая всю историю его болезни, также подтверждает тяжесть заболевания. Ключевым доказательством в суде будет заключение посмертной судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ).
Эксперты будут изучать медицинскую документацию, показания свидетелей (при наличии) и другие материалы дела для вынесения своего заключения. Необходимо собрать всю доступную медицинскую документацию (истории болезни, выписки, результаты обследований), показания свидетелей (если есть), а также любые другие документы, которые могут подтвердить психическое состояние отца в период заключения сделки.
Рекомендую обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на оспаривании сделок и наследственных делах, для получения квалифицированной юридической помощи и разработки стратегии защиты ваших интересов в суде. Хотя нотариус, удостоверяющий сделку, обязан проверить дееспособность, его слова могут быть опровергнуты другими доказательствами, такими как медицинские записи, показания свидетелей и заключение СПЭ.
Необходимо учитывать и срок исковой давности для оспаривания сделки. Он составляет три года с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Поэтому оспаривание сделку дарения в вашем случае можно, но шансы на успех зависят от наличия и качества доказательств, в первую очередь, от заключения посмертной СПЭ. Болезнь отца была тяжелой, и это является важным аргументом в пользу оспаривания сделки.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте.
Попробовать можно. Возможна заочная психиатрическая экспертиза. Обращайтесь в суд.