КАК ВЫПИСАТЬСЯ НА ЗАКОННЫХ ПРАВАХ ИЗ ГПБ, НА ДОБРОВОЛЬНО ПОДПИСАННОМ СОГЛАСИИ ЛЕЧИТЬСЯ?

Мой муж 2 месяца назад поехал лечиться в больницу на добровольной основе и подписал согласие на лечение.Из всего срока пребывания в стационаре,он полтора месяца лежит в палате перед выпиской,принимает месяц препарат в таблетках. Каждый раз спрашиваю врача о выписке,а она постоянно придумывает причины: после новогодних праздников выписка(мотивируя тем, что 2 недели надо обязательно принимать препарат).Прихожу я такая радостная после этих праздников в преддверии того,что вот вот выпишут. и узнаю о том что лечащий врач моего мужа на месяц ушла на учебу и вместо ее теперь лечить будет другой врач.Говорю с новой врачихой о выписке а она мне говорит что продлила ему больничный лист еще на две недели, мотивируя тем,что надо обязательно другой препарат пропить и в догонку сказала что может ему еще продлить больничный.Думаю ну ладно подожду еще 2 недели(вторая неделя лечения закончится 28 числа) думаю ну ладно пусть пока лечится,а я займусь продажей машины по просьбе мужа.Договорилась с врачом о том,что нотариус придет в больницу чтоб доверку сделать,врач сразу согласилась потому-что мой муж абсолютно адекватный и никаких отклонений по поведению у него нет. У моего мужа генетическая предрасположенность шизофрении(самолюбие,гениальность). Ему самому надоело уже там лежать.Он пошел к врачу и попросил листок с ручкой чтоб написать заявление на отказ от лечения на имя глав/врача...Врачиха отказала ему, сказала что надо долечиться, он начал ей говорить о своих правах и врач ответила что если напишем заявление об отказе на лечение,то она будет судиться. Приехала я домой и стала изучать права свобод граждан ПБ и узнала что раз он туда добровольно поехал и подписал бумагу то по закону он имеет право отказаться от лечения. Вопрос-Что делать?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте Алена.
Право пациента на отказ от лечения, следует из принципа добровольности обращения за психиатрической помощью (ст. 4 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
Оно соответствует более общему праву пациента на отказ от любого медицинского вмешательства, установленному Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Изложенное в ч. 1 настоящей статьи правило, вытекает из содержания ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Закона, а в исключении из правила приведена прямая ссылка на ч. 4 ст. 11. Таким образом, лицо, страдающее психическим расстройством, или его законный представитель только в двух случаях не имеют права отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его: в случае применения к больному принудительных мер медицинского характера (по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ) и при недобровольной госпитализации (по основаниям, предусмотренным ст.29 настоящего Закона).
Во всех остальных случаях, включая установление диспансерного наблюдения, отказ самого больного или его законного представителя от лечения, рассматривается - как выражение добровольно принятого решения и как осуществление права, предоставленного Законом.
Право отказаться от предлагаемого лечения может быть реализовано до начала лечения, а право прекратить лечение может реализоваться на любой стадии проводимого лечения.
Отказ пациента от необходимого ему и научно обоснованного лечения, или прекращение такого лечения, представляет собой явление, нежелательное в практике оказания психиатрической помощи. Оно может привести к отрицательным последствиям: обострению и прогрессированию болезненных проявлений, нарастанию их тяжести и продолжительности, увеличению частоты приступов, существенному снижению вероятности благоприятного исхода, нарушению социальной адаптации, временной или стойкой утрате трудоспособности и т.п.
В ряде случаев они чреваты возникновением поведения, представляющего опасность для больного и окружающих его лиц. Эти последствия могут привести к необходимости применения недобровольной госпитализации, установлению диспансерного наблюдения. Кроме того, при резком прекращении приема лекарственных препаратов, у больного может развиться состояние - представляющее серьезную угрозу его здоровью и даже жизни.
Возможные последствия прекращения лечения, согласно требованиям ч. 2 настоящей статьи, врач-психиатр обязан разъяснить пациенту или его законному представителю, с тем чтобы попытаться убедить их в нецелесообразности принятия такого решения. Применение для этих целей насилия, угрозы или обмана так же недопустимо, как и при получении согласия на лечение. Конечный результат в определенной мере зависит от того, насколько добросовестно и профессионально врач выполнил требования, изложенные в комментарии к названной статье.
Дело в том, что при отказе от лечения врач может поступить двояко: либо принять отказ, уважая право пациента на добровольное решение, если оно исходит от лица, способного понимать последствия своих действий, либо вопреки желанию больного оказывать ему помощь в недобровольном порядке, если на то имеются законные основания. Но прежде чем склониться в ту или иную сторону, врач обязан выяснить мотивы отказа. Это даст ему дополнительную возможность оценить способность пациента к принятию осознанных решений и откроет путь к поиску согласия.
Причины отказа больного от психиатрической помощи могут быть вполне реальными, например: недостаточная информированность о состоянии психического здоровья, о течении болезни, об условиях и методах лечения;
опасения получить "ярлык" психически больного, оказаться "на учете" у психиатров, подвергнуться социальным ограничениям;
негативное отношение к лекарственной терапии вообще или к назначенному препарату в частности;
боязнь побочных эффектов и осложнений, особенно при наличии собственного печального опыта; страх возникновения зависимости от психотропных препаратов; неуверенность в успехе лечения, наконец, недоверие к лечащему врачу или данному лечебному учреждению.
Отказа от лечения по перечисленным мотивам, в большинстве случаев - удается избежать, благодаря активной, профессионально грамотной и добросовестной работе врача с пациентом и его ближайшим окружением, т.е. посредством налаживания отношений терапевтического сотрудничества.
На эту тактику ориентирует врача и профессиональная этика: "Отсутствие законных оснований для применения недобровольных мер к пациенту, психическое состояние которого вызывает у психиатра опасения, не освобождает психиатра от моральной обязанности искать другие возможности и действовать ненасильственным путем" (ст. 7 Кодекса профессиональной этики психиатра). Умение установить контакт, объяснить, предупредить, успокоить, убедить и т.д. составляет искусство проведения беседы как при получении согласия больного на лечение, так и в процессе преодоления отказа от помощи.
Если же доводы врача не приводят к желаемому результату, а психическое расстройство у пациента не является тяжелым, то врачу остается принять добровольный отказ от лечения, как того требует ч. 2 настоящей статьи.
Отказ от начала лечения следует оформлять в виде записи в медицинской документации, которая осуществляется в порядке, установленном ч. 1 ст. 11 Закона. Отказ от уже начатого лечения (т.е. прекращение лечения по воле пациента или его законного представителя) с указанием сведений о возможных последствиях оформляется отдельной записью.
К записи в медицинской документации, необходимо приобщить и личное заявление пациента или его законного представителя, с требованием о прекращении лечения и мотивировкой этого требования.
При отсутствии заявления и при нежелании пациента или его законного представителя ставить свою подпись в медицинском документе, факт отказа и сделанную врачом запись об этом, удостоверяют подписью третьего лица (свидетеля).
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Насильно никто Вашего мужа удерживать в отделении не будет. пишите заявление - и всего выпишут. Но! Ваш муж столь длительное время находится в стационаре, ему пытаются подобрать лечение, меняя препараты. Вы не боитесь, что преждевременная выписка может привести к ухудшению его состояния. На мой взгляд, нужно ориентировать не на то, что ему надоело там находиться, а на мнение лечащего врача о его состоянии и возможных последствиях прекращения лечения.
Апостолова Марина Викторовна. Врач психиатр, психотерапевт
Здравствуйте, Алена. Если состояние мужа позволяет, то он может спокойно выписаться. Можете сами написать заявление с просьбой об отказе от лечения. Удерживать не имеют права это подсудное дело. Удачи.
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Я советую Вам, Алена, прислушаться к мнению лечащего врача.
Нет смысла держать человека в стационаре без показаний и если врачи говорят о необходимости пробления лечения, значит, они видят на то веские основания.
При наличии веских оснований для стационарного лечения врач и отказе больного от лечения врач должен подать документы в суд на оформление госпитализации в недобровольном порядке. По закону - так.
Прислушайтесь к врачам. Судя по Вашему описанию, они сейчс подбирают эффективное лечение Вашему мужу. А, это не всегда быстрый процесс.
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Если Ваш муж не находится в остром психическом состоянии, т.е. в психозе, он имеет право выписаться в любой момент по собственному заявлению и по заявлению с Вашей стороны, как ближайшего родственника (необходима Ваша подписка об информированности о возможных осложнений и резкого обострения заболевания).На сколько я знаю, а проработал я в стационаре ПБ много лет, смысла удерживать человека в стационаре нет, как раз наоборот, стараются побыстрее выписать.
Мне кажется, что стоит прислушаться к советам врача.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Алена.
Лучше чем наш консультант по вопросам юридического права в области психиатрии и медицины Кантуев Олег Иванович: http://www.kantuev.ru/ Вам вряд ли кто-либо ответит.