КАК ПОСТУПИТЬ В ЭТОМ СЛУЧАЕ

03.12.2014 я задавала вопрос №826205 «Странности в поведении пожилой матери» в разделе On Line консультации сайта. Сегодня я посетила ПНД, написала заявление на имя главного врача, описав все действия своей матери, вплоть до нападения с ножом в июле этого года на мою несовершеннолетнюю дочь. Описала также имущественные риски. Однако, врач ПНД сообщила мне, что «у меня всё зыбко, вдруг это просто бытовой конфликт и я хочу избавиться от старушки, забрав квартиру.» Каковы мои действия в случае отказа от освидетельствования со стороны диспансера? Мама лечения не получает, кроме того, в случае повторных агрессивных действий с ее стороны, кто будет нести ответственность?
Мария Шабалкина. врач-психиатр, психотерапевт
Ответственность будет нести ПНД. Факт обращения и Ваше заявление будет зарегистрировано, и последствия непринятия мер по нему будут проблемой не только Вашей, но и сотрудников ПНД. Если врача не пришлют - идите выше, обращайтесь в Министерство Здравоохранения, Росздравнадзор и т. д. Но думаю, Вам будет достаточно поговорить лично с главным врачом ПНД, изложить еще раз суть проблемы и продемонстрировать всю серьезность намерений. Бытовой конфликт или нет, хотите Вы забрать квартиру или помочь маме - дело психиатра осмотреть пациентку на дому и дать объективное заключение о ее психическом состоянии. Удачи Вам, думаю, все должно разрешиться положительно.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Добрый день, Светлана!
В соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 02.07.2013) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии с ч.4 ст.11 указанного Закона лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона.
В этих случаях, кроме неотложных, лечение применяется по решению комиссии врачей-психиатров.
Статьей 29 Закона установлено, что лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Возможно, Вам стоит рассмотреть вопрос о подаче в суд (в соответствии со ст. 281 ГПК РФ) заявления - о признании вашей мамы недееспособной.
Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства, может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.
В соответствии со ст. 283 ГПК Судья в порядке подготовки к судебному разбирательству, дела о признании гражданина недееспособным (при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина) назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Вы обращались с письменным заявлением? Ваше обращение было зарегистрировано в делопроизводстве учреждения? Вы получили письменный ответ от главного врача ПНД? Если - нет, то повторяйте всю процедуру и требуйте выдачи Вам ответа в письменной форме, а не домыслов какого-то врача.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Светлана.
Если заявление было изложено письменно, то отказа быть не может. Врач-психиатр посетит маму на дому и во всем разберется. Сотрудники ПНД имели право предупредить Вас о взаимной ответственности. Ожидайте консультации специалиста.