ГЕНЕРАЛИЗОВАННОЕ ТРЕВОЖНОЕ РАССТРОЙСТВО

Добрый день,уважаемый Сергей Евгеньевич! Александр из Магадана Вас беспокоит. Я Вам недавно на сайт писал личное сообщение. Скажите,пожалуйста! После долгого стресса и последующей депрессии,когда всё уже,вроде,закончилось у меня развилось постоянное чувство тревоги. Я постоянно думал о своём состоянии. Ожидал какой-то беды. Зацикливался. 9 дней пролежал в психотерапевтическом стационаре. Там поставили диагноз генерализованное тревожное расстройство. Лечили процедурами и медикаментозно. Два раза в день капельница феназепама,утром и вечером венлафаксин 75мг,и атаракс 12.5;12.5;25 три раза в день. К концу лечения я почувствовал себя овощем. Возможно из-за феназепама,а может всё в комплексе. Лечащий врач не смогла мне объяснить от чего это. При выписке назначили венлафаксин в такой же дозировке пить год и атаракс две недели. Я испугался и после выписки перестал принимать венлафаксин. Пил только атаракс. Две недели чувствовал себя прекрасно. Или венлафаксин накопился,или атаракс так работал. Но два дня назад тревога вернулась. Сегодня снова начал принимать венлафаксин под прикрытием атаракса. Ощутил побочки в виде тошноты и дереализация. В стационаре такого не было. Скажите,пожалуйста,мне назначена правильная терапия? Когда пройдёт побочка? И стоит ли атаракс для прикрытия заменить фенибутом. Спасибо! С Уважением Александр!
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Александр!
Проблема тревожного расстройства не решается только препаратами. Никакие препараты не изменят Вас и Ваше отношение к тревоге и её телесным проявлениям. Должны измениться Вы. Чтобы разобраться в этом, понять, что такое тревога, научиться справляться с ней самостоятельно НЕОБХОДИМА психотерапия. Если нет возможности найти специалиста в вашем городе - рассмотрите вариант удалённой работы (Скайп или Вайбер).
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте!
Лечение генерализованного тревожного расстройства (ГТР), всегда основывается исключительно на комплексном подходе, включающем в себя как медикаментозное назначение, так и индивидуальную психотерапевтическую программу, которую лечащий врач-психотерапевт всегда подбирает индивидуально под пациента. Одна из стратегий лечения данного заболевания, состоит как раз в сочетанном назначении (особенно на начальном этапе терапии) транквилизатора и антидепрессанта, т.н. "терапия прикрытия". Когда проявится эффект антидепрессанта, транквилизатор постепенно отменяется. Лечение ГТР включает в себя и методы психотерапии: краткосрочно-психодинамический метод, когнитивно-поведенческая терапия, релаксационный (аутогенная тренировка), а также методы саморегуляции с биологической обратной связью (БОС). Одними только психотропными препаратами, проблему ГТР никогда не решить!
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Извините, но если Вы реально хотите выйти из этой ситуации, то нужно обращаться очно к врачу. Любые формы заочного лечения приравниваются, по действию, к самолечению и никогда ещё не приносило хороший положительный результат для пациента. Ухудшить ситуацию заочное лечение может, что происходит более чем в 90%, а в 10% случаев либо не помогает, либо временно немного смягчает проблему, но потом возвращается с новой силой и симптоматикой.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Александр.
Нестабильность состояния связана с тем, что Вы просто заглушили проявления болезни, не разобравшись с той информацией, которую она Вам несет.
Во-первых, то, что с Вами происходит, относится к нарушениям психической сферы. И заниматься диагностикой и лечением их надо у врача психиатра-психотерапевта.
Во-вторых, еще ни одна таблетка не решила проблему невроза. Медикаментозная терапия помогает лишь справиться со следствиями психологического дискомфорта: бессонницей, тревогой, нарушениями вегетативной нервной системы (головокружение, слабость, сердцебиение...), страхами, сниженным фоном настроения... Разобраться с причинами возникающих нарушений, исправить имеющую ситуацию, изменить отношения к происходящему, научится по-новому проявлять себя, накопить ресурсы для изменений и т.д. можно на сеансах психотерапии.
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Здравствуйте, уважаемый Александр. Извините, что поздно добрался до Ваших вопросов. Какие обследования подтвердили ГТР?
Вопросы: назначена правильная терапия?
--- не возможно ответить на этот вопрос, так как лечение при невротических расстройствах подбирается индивидуально.
Но по стандартам оказания мед.врачебной помощи больным с неврозами – медикаментозная схема примерно такая: НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ методы, а при отказе от них : Антидепрессант, Нейролептик, Транквилизатор. Иногда по показаниям : Нормотимик стабилизатор настроения
Когда пройдёт побочка?
-- по статистике в среднем через 2-4 недели.
Но может не пройти вовсе. А с чего бы ей проходить, если чаще всего в этом и состоит фармакологическое действие препарата, или индивидуальная реакция на конкретный препарат конкретного организма.
Кстати, в Вашем случае и тошнота и дереализация – могут быть не проявлением действия вещества Венлафаксин (СИОЗСиН)., а проявлением самого Расстройства.
По заявлению производителя: Побочные действия вещества Венлафаксин: сонливость 3% (1%), инсомния 3% (1%), головокружение 3% (1%), головная боль 3% (1%), тревога 2% (1%), нервозность 2% (1%), астения 2% (1%); сухость во рту 2% (1%), тошнота 6% (1%), нарушение эякуляции 3% (1%), потливость 2% (1%). В скобках указан процент пациентов, которые отказались принимать Венлафаксин из-за этой побочки
Побочные эффекты, наблюдавшиеся в контролируемых испытаниях в дозах от 75 до 225 мг в сутки: астения, потливость, тошнота, запор, анорексия, рвота, сонливость, сухость во рту, головокружение, нервозность, тревога, тремор, нечеткость зрения, нарушение эякуляции/оргазма и импотенция у мужчин, абдоминальная боль, боль в спине, миалгия, артралгия, гриппоподобный синдром, лихорадка, сердцебиение, повышение аппетита, амнезия, гипестезия, ринит, фарингит, синусит, усиление кашля, дисменорея, озноб, гипертензия, анорексия, тошнота, ажитация, головокружение, сонливость, тремор, зевота, потливость, нарушение эякуляции и прочие
см https://www.rlsnet.ru/mnn_index_id_3040.htm#pobochnye-dejstviya--veshhestva-venlafaksin
К серьёзным побочным эффектам относятся повышенный риск самоубийства , мания< и серотониновый синдром. При прекращении приёма венлафаксина может возникнуть синдром отмены антидепрессанта.
И стоит ли атаракс для прикрытия заменить фенибутом?
--- Александр, Вы можете экспериментировать над своей психикой и здоровьем так – как считаете нужным. Но безопаснее это делать под «прикрытием» врача психиатра, который должен контролировать Ваше состояние во время приёма Антидепрессанта.
Мне трудно понять, что Вы имеете ввиду, когда Вы используете термин (жаргонизм): - «ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ».
Врачи (между собой) и пациенты – часто вкладывают в эти слова разные понятия
ПРИКРЫВАТЬ побочное действие Антидепрессанта Анксиолитиком – ещё можно как-то логично объяснить
А как можно «прикрыть» НООТРОПОМ? Мне не понятно.
Стоит или не стоит – решать Вам. Это не такие уж «опасные» препараты (в терапевтической дозировке) от которых может быть хуже (или лучше).
ГЛАВНОЕ для Вас – определится в ДОЗЕ и ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ приёма.
ПОНИМАТЬ: Какого эффекта Вы хотите достичь этими препаратами?
И КАКОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ должен быть этот эффект?
- если Вы честно ответите себе на эти вопросы , то поймёте стОит или не стОит прикрываться. А если стОит – то КАК ДОЛГО?
Особо стоит поговорить об выбранном Вами антидепрессанте, но Вы не задали вопрос по этой теме.
По некоторым исследованиям ((РКИ, включившее 105 пациентов) ) Уровень ремиссий при приёме венлафаксина составляет 45 %, а в группе плацебо-контроля — 25 %.
Но я больше доверяю исследованиям, в которых вообще подвергается сомнению эффективность венлафаксина. Сравнительный обзор 42 клинических, в том числе и тех испытаний, данные которых прежде не публиковались, показал, что результаты большинства из этих 42 испытаний являются отрицательными.
Разница между плацебо и препаратами составила в среднем лишь 1,8 балла по шкале Гамильтона — число, значимое статистически, но не значимое клинически< https://www.nybooks.com/articles/2011/06/23/epidemic-mental-illness-why/>.
Согласно данным другого исследования, разница между антидепрессантами и плацебо достигала клинического значения лишь при очень тяжёлой депрессии< Kirsch I., Deacon B.J., Huedo-Medina T.B., Scoboria A., Moore T.J., Johnson B.T.Initial Severity and Antidepressant Benefits: A Meta-Analysis of Data Submitted to the Food and Drug Administration https://journals.plos.org/plosmedicine/article?id=10.1371/journal.pmed.0050045 >.
Исследования венлафаксина у детей не доказали его эффективность
Но Вы , наверное итак это знаете, раз решились принимать такое непростое Психоактивное вещество !?!
Лекарства при Невротических расстройствах применяются в особых случаях. Они как правило дают кратковременный эффект (то есть жалобы и симптомы могут возвращаться после окончания приёма антидепрессанта, транквилизатора или нейролептика).
Психотерапевт должен быть в штате территориального ПНД. Рассмотрите вариант работы со специалистом по интернету (в видеочате, по переписке). В Москве можно найти психологическую помощь бесплатно:
https://vk.com/id173286288?w=wall173286288_200%2Fall
Антидепрессанты (АД), обладающие седативным действием, могут способствовать развитию психомоторной заторможенности (вялость, сонливость), снижению концентрации внимания. Антидепрессанты-стимуляторы могут приводить к обострению тревоги, в некоторых случаях — к возникновению психо-продуктивной симптоматики (психоз).
При применении терапевтических доз, а также при передозировках могут наблюдаться : возбуждение, развитие маниакального синдрома, в некоторых случаях галлюцинации, тревога, бессонница, раздражительность, импульсивность, что может привести к повышению риска суицида http://www.tijdschriftvoorpsychiatrie.nl/en/issues/408/articles/2793 . При сочетанном приёме антидепрессантов различных групп, в особенности при комбинации ИМАО и СИОЗС, ИМАО и кломипрамина, возможна потенциально смертельная побочная реакция (серотониновый синдром); в редких случаях она встречается и при монотерапии СИОЗС
ТАКЖЕ
- АД могут вызывать сексуальную дисфункцию., развитие гипонатриемии. Во всех случаях избыточной седации, спутанности или судорожных состояний, возникающих на фоне терапии антидепрессантами, необходимо проводить контроль уровня натрия в крови.
- Приём антидепрессантов приводит к повышенному риску переломов, увеличению частоты падений, наступления болезни Альцгеймера, однако их влияние на возникновение этой болезни пока не представляется до конца ясным. Приём антидепрессантов пациентами с УНИполярной депрессией может повышать риск возникновения у них в будущем биполярного расстройства.
Поэтому АНТИДЕПРЕССАНТЫ должны назначаться и подбираться ТОЛЬКО в условиях стационара (как это было в СССР) для наблюдения в течении месяца (минимум). Смертность при приёме ТЦА и некоторых других антидепрессантов (особенно миртазапина) значительно выше, чем при приёме СИОЗС. При амбулаторном лечении антидепрессантами следует учитывать риск передозировки — в том числе и намеренной, в суицидальных целях (поскольку именно при депрессиях особенно велик риск самоубийства). В таблице приводятся данные об относительной безопасности для некоторых широко назначаемых антидепрессантов http://vk.com/id173286288?z=photo173286288_457239968%2Falbum173286288_00%2Frev
Не существует ни одного рецензированного труда, который бы напрямую поддерживал соображение, что душевные расстройства вызываются нехваткой нейромедиаторов (Катехоламинная гипотеза). Но есть много публикаций, которые приводят свидетельства обратного. Если бы Невроз просто представлял собой вопрос корректировки уровня серотонина, то селективные ингибиторы обратного захвата серотонина действовали бы моментально, а не неделями «накапливали эффект». А сокращение уровня серотонина в мозге вызывало бы депрессивное состояние, тогда как исследования показали, что этого не происходит. А одно лекарство, антидепрессант Тианептин имеет обратный эффект — понижает уровень серотонина.
https://vk.com/id173286288?w=wall173286288_303%2Fall
В исследовании Turner et. al 2008 года авторы задались вопросом - насколько полно и правдиво представлены исследования эффективности "анти-депрессантов", как они выбирались из общего массива полученных данных при публикациях в журналах и при анализе FDA (Food and Drug Administration - это государственная организация в США, которая может официально разрешить или запретить препарат, выпустить предупредительное сообщение о рисках, итд.)
...В общей сложности они изучали исследования эффективности 12 разных препаратов, общее количество испытуемых было 12564.
Результаты:
Из 74 исследований, зарегистрированных в FDA, 31% не были опубликованы в журналах. 37 исследований, которые по мнению FDA показали положительные результаты, были опубликованы. Те исследования, которые показали негативные результаты (за исключением трех), были либо не опубликованы в журналах вообще (22 в общей сложности), либо опубликованы таким образом что негативный результат по мнению Turner et. al был показан как позитивный (11 исследований). Если искать исследования только по тому что сейчас уже опубликовано, то суммарная статистика показывает - 94% исследований дали положительные результаты. По данным FDA - 51%.
... В ИТОГЕ : если оценивать литературу по тому что есть сейчас в журналах и не учитывать исследований, которые не были опубликованы, то суммарная статистика эффективности, которую считают в мета анализе (effect size) завышена на величину в диапазоне от 11 до 69 процентов - по каждому препарату в отдельности - и на 32% по всем препаратам в совокупности.
https://www.youtube.com/watch?v=uEptCkqbmkY
Спасибо! с уважением, врач Сергей Евгеньевич Агеев
МГТС городской тел. Москва 8(495) 998-83-88;
БиЛайн Москва; +7 (906) 033-33-99;
МТС Москва +7 (985) 998-83-88.