СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Как перестать быть неуверенной в себе? Как избавиться от стеснительности, скромности?
С каждым годом я становлюсь все более и более стеснительной. Я не могу просто подойти и с кем-нибудь пообщаться. Я даже стесняюсь разговаривать с продавцами, отвечать у доски и т.д. К нам приходила психолог. Вот что написали про меня девочки из моего класса:
1) Иногда бывает серой мышкой, а так супер.
2)То, что она тихая
3) Хорошая и умная
4) Мне не нравится, когда она сидит в уголке как серая мышь
5) Не общительная
6) Замкнутая. Не умеет говорить правду в лицо.
7) Серая мышка.
8) Она ежик! Скрывается.
9) Ты очень тихая.
10) иногда не нравишься.
этот список они писали 2 года назад, и я думаю не изменилась. У меня почти нет друзей. Я уже знаю в чем моя проблема. Мне сказали, что этот шаг поможет сделать второй. Пожалуйста помогите!
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.

Добрый вечер дорогая Карина!
То, что в народе называется неуверенностью в себе, - одна из самых распространенных проблем у подростков твоего возраста. Это, конечно же, не диагноз, но как описательный термин вполне годится.
Вся ирония ситуации в том, что неуверенность - это только собственное мнение человека о самом себе.
В действительности не существует ни уверенности, ни не-уверенности.
Просто, так получается, что одни люди смотрят на себя с позиции «у меня все плохо», а другие - с позиции «у меня все хорошо». При этом, заблуждаются и те, и другие.
Человек, с детства привыкший считать, что с ним что-то не так, всю жизнь так и несет этот крест - осторожничает, боится высказывать мнение, боится просить, боится хотеть. Он сам себе отказывает в праве на нормальность.
Отсюда же растут ноги у разных форм психологической зависимости - от мнения, от оценки, от чужого внимания или не-внимания.
И здесь самое важное то, что, неуверенный в себе человек ничем не хуже всех тех, кто ему самому кажется нормальным и уверенным. Разница — только в точке зрения на себя. То есть, не существует такого врожденного набора черт личности, который формирует неуверенного в себе человека.
Все происходит с точностью до наоборот - сначала человек учится сомневаться в себе, а уже это формирует тот тип поведения, который нам всем так хорошо знаком - тип неудачника.
Как и когда ребенок выбирает колею «неудачника» не столь важно. Важно то, что для решения проблемы нужен всего ОДИН шаг - нужно изменить точку зрения. Не нужно худеть, не нужно менять прическу, не нужно покупать дорогие вещи, не нужно завоевывать признание - нужно только сменить взгляд на себя.
Стоит начать смотреть на себя иначе - весь мир вокруг меняется и изо всех щелей начинает светить солнце
Но, как это всегда и бывает, - сделать этот шаг не так-то просто.
Беда в том, что с возрастом человек настолько пропитывается привычным взглядом на себя, что изменить в нем что-либо становится очень сложным.
Учитывая, сколько лет уходит на формирование самооценки, можно предположить, что на ее изменение тоже могут уйти годы (и практика это вполне подтверждает). Однако, это вполне достижимо - и это главное!
Так что Карина собирайтесь с силами, и сделайте этот шаг! Уверен, все у Вас получится! Нужно только очень-очень захотеть!
Удачи Вам и успехов!
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Сейчас, в Вашем возрасте, действительно стоит позаботиться о своем будущем и у Вас есть возможность, сделать его лучше. Вам нужно пройти курс-тренинг у хорошего психолога. Я солидарен с Кантуевым О.И.