Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или МАХ.
Здравствуйте Алена.
Право пациента на отказ от лечения, следует из принципа добровольности обращения за психиатрической помощью (ст. 4 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
Оно соответствует более общему праву пациента на отказ от любого медицинского вмешательства, установленному Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Изложенное в ч. 1 настоящей статьи правило, вытекает из содержания ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Закона, а в исключении из правила приведена прямая ссылка на ч. 4 ст. 11. Таким образом, лицо, страдающее психическим расстройством, или его законный представитель только в двух случаях не имеют права отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его: в случае применения к больному принудительных мер медицинского характера (по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ) и при недобровольной госпитализации (по основаниям, предусмотренным ст.29 настоящего Закона).
Во всех остальных случаях, включая установление диспансерного наблюдения, отказ самого больного или его законного представителя от лечения, рассматривается - как выражение добровольно принятого решения и как осуществление права, предоставленного Законом.
Право отказаться от предлагаемого лечения может быть реализовано до начала лечения, а право прекратить лечение может реализоваться на любой стадии проводимого лечения.
Отказ пациента от необходимого ему и научно обоснованного лечения, или прекращение такого лечения, представляет собой явление, нежелательное в практике оказания психиатрической помощи. Оно может привести к отрицательным последствиям: обострению и прогрессированию болезненных проявлений, нарастанию их тяжести и продолжительности, увеличению частоты приступов, существенному снижению вероятности благоприятного исхода, нарушению социальной адаптации, временной или стойкой утрате трудоспособности и т.п.
В ряде случаев они чреваты возникновением поведения, представляющего опасность для больного и окружающих его лиц. Эти последствия могут привести к необходимости применения недобровольной госпитализации, установлению диспансерного наблюдения. Кроме того, при резком прекращении приема лекарственных препаратов, у больного может развиться состояние - представляющее серьезную угрозу его здоровью и даже жизни.
Возможные последствия прекращения лечения, согласно требованиям ч. 2 настоящей статьи, врач-психиатр обязан разъяснить пациенту или его законному представителю, с тем чтобы попытаться убедить их в нецелесообразности принятия такого решения. Применение для этих целей насилия, угрозы или обмана так же недопустимо, как и при получении согласия на лечение. Конечный результат в определенной мере зависит от того, насколько добросовестно и профессионально врач выполнил требования, изложенные в комментарии к названной статье.
Дело в том, что при отказе от лечения врач может поступить двояко: либо принять отказ, уважая право пациента на добровольное решение, если оно исходит от лица, способного понимать последствия своих действий, либо вопреки желанию больного оказывать ему помощь в недобровольном порядке, если на то имеются законные основания. Но прежде чем склониться в ту или иную сторону, врач обязан выяснить мотивы отказа. Это даст ему дополнительную возможность оценить способность пациента к принятию осознанных решений и откроет путь к поиску согласия.
Причины отказа больного от психиатрической помощи могут быть вполне реальными, например: недостаточная информированность о состоянии психического здоровья, о течении болезни, об условиях и методах лечения;
опасения получить "ярлык" психически больного, оказаться "на учете" у психиатров, подвергнуться социальным ограничениям;
негативное отношение к лекарственной терапии вообще или к назначенному препарату в частности;
боязнь побочных эффектов и осложнений, особенно при наличии собственного печального опыта; страх возникновения зависимости от психотропных препаратов; неуверенность в успехе лечения, наконец, недоверие к лечащему врачу или данному лечебному учреждению.
Отказа от лечения по перечисленным мотивам, в большинстве случаев - удается избежать, благодаря активной, профессионально грамотной и добросовестной работе врача с пациентом и его ближайшим окружением, т.е. посредством налаживания отношений терапевтического сотрудничества.
На эту тактику ориентирует врача и профессиональная этика: "Отсутствие законных оснований для применения недобровольных мер к пациенту, психическое состояние которого вызывает у психиатра опасения, не освобождает психиатра от моральной обязанности искать другие возможности и действовать ненасильственным путем" (ст. 7 Кодекса профессиональной этики психиатра). Умение установить контакт, объяснить, предупредить, успокоить, убедить и т.д. составляет искусство проведения беседы как при получении согласия больного на лечение, так и в процессе преодоления отказа от помощи.
Если же доводы врача не приводят к желаемому результату, а психическое расстройство у пациента не является тяжелым, то врачу остается принять добровольный отказ от лечения, как того требует ч. 2 настоящей статьи.
Отказ от начала лечения следует оформлять в виде записи в медицинской документации, которая осуществляется в порядке, установленном ч. 1 ст. 11 Закона. Отказ от уже начатого лечения (т.е. прекращение лечения по воле пациента или его законного представителя) с указанием сведений о возможных последствиях оформляется отдельной записью.
К записи в медицинской документации, необходимо приобщить и личное заявление пациента или его законного представителя, с требованием о прекращении лечения и мотивировкой этого требования.
При отсутствии заявления и при нежелании пациента или его законного представителя ставить свою подпись в медицинском документе, факт отказа и сделанную врачом запись об этом, удостоверяют подписью третьего лица (свидетеля).
Время создания: 24 Января 2014 09:21