ГОЛОВНЫЕ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ, ПОСТОЯННАЯ УСТАЛОСТЬ

Началось это после того как пила алкоголь и использовала попперсы(газ, при вдыхании которого снижается давление и расширяются сосуды), не уверена, что это связано с болезнью, но на всякий случай. На следующий день после этого была сонливость, усталость. Последующие дни началось ощущение тяжёлой головы, иногда с давящими болями в области затылка и лба. Обратилась в поликлинику и платную клинику. Делала анализ крови, мочи, узи сосудов головы и шеи, брюшной полости, кровь на гормоны сдавала, рентген шейного отдела, узи сердца, суточный мониторинг давления и экг. Ничего критичного не нашли, что может давать такое состояние, но всё-таки- по узи сосудов сказали ангиодистония смешанного генеза, смещен шейный позвонок но сказали что нерв не пережат и кровоток не нарушен. По мониторингу давления - меняется в течение суток от 85/45 до 145/90, по мониторингу экг-много аритмий. МРТ мозга без патологий. В итоге поставлена всд, лечение в виде магния, мексидола, милдроната, пустырника не дало эффектов. Уже идёт третий месяц постоянной усталости не проходящей после сна, тяжёлая голова, бывают боли, иногда было неприятное ощущение давления за глазами. Для бодрости 1 раз решила выпить энергетик 500 мл, после него усилилась головная боль, было обострение слуха, все звуки казались чёткими и громкими, слишком близкими и даже немного искажёнными. Очень хочу вернуться к прежней жизни без неприятных ощущений в голове, чувствовать себя бодро, к какому специалисту обратиться? Подозреваю синдром хронической усталости или хронические головные боли напряжения. Насчёт эмоционального состояния - то почти всегда плохое настроение, потому что очень тяжело жить с такой головой, частые истерики, срывы и нежелание больше жить в таком состоянии. Но даже при хорошем настроении не чувствую себя нормально, как раньше.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Чувство тревоги - есть?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте, Марина!
Совершенно верно, головные боли напряжения (или ГБН) - одна из самых распространенных проблем психосоматики. Встречаются такие головные боли так же часто, как и другие проблемы, связанные с симптомами головных болей, например, сосудистые (цереброваскулярные). Но если последняя проблема в основном неврологическая, то головные боли напряжения, практически всегда - связаны с неврозом, то есть выступают как психосоматический симптом. У пациентов с головными болями - это моно-симптом, то есть, психологические проявления невроза не указывают на себя. Или проявляются настолько слабо, и, казалось бы, второстепенно, что человек просто не придает им существенного значения. Ведь "какие могут быть нервы, если голова постоянно болит". Также часто проблема списывается на так называемую вегетососудистую дистонию (ВСД), а ведь это несуществующее расстройство. Как правило, за плечами такого пациента - обширная история путешествия по врачам-интернистам: неврологам, терапевтам, остеопатам, мануальным терапевтам. Вдоль и поперек исследована голова, но значимых нарушений на МРТ или энцефалограммах, ЭЭГ или ЭхоЭГ - не обнаруживается.
Дело в том, что психосоматические головные боли имеют более тонкий механизм развития, и в основном не сопровождаются органическими изменениями. Дело в том, что механизм боли включает в себя мышечно-связочное напряжение скальпового апоневроза - той самой шапочки из мышц и связок, которая располагается между черепом и кожей волосяного покрова головы. Огромное количество располагающихся там нервных окончаний (плюс связанные с черепом мышцы затылка, шеи, челюстей, глаз) реагируют на спазм связок и мышц, и сами реагируют раздражением, нарушая кровоснабжение головы. Возникает порочный круг между причиной и следствием головной боли. Практически все пациенты ощущают особое болезненное напряжение, спазм в затылке, висках, внизу лба, то есть по типу обруча или резиновой шапочки для плавания, и это длительные ноющие мучительные головные боли. Обезболивающими обычными не снимаются. Часто бывает так, что человек уже просыпается утром с головной болью. Она может усиливаться на фоне стрессовой ситуации. Все это характерно именно для головных болей напряжения (или болей напряженного типа, как звучит в международной классификации).
Для лечения предпринимаются комплексные меры. Психотерапия направлена на стрессовый компонент, вызывающий у человека психосоматическую реакцию. Например, причинами головной боли напряжения может быть семейная проблема и неспособность партнера эффективно разрешить ситуацию. В результате тревожное или депрессивное состояние у психически здорового человека, и оно вынуждено трансформироваться в невротическую реакцию. Широко используется когнитивно-поведенческая терапия, трансовые методы и психосинтез. Лекарственное лечение преследует целью снять склонность мышц апоневроза к затяжным спазмам. Иногда, в случае значительной степени психосоматического расстройства (то есть тяжести вытесненной психологически тревожной реакции) - применяются курсовое лечение головных болей напряжения антидепрессантами. Современные трициклические АД, или антидепрессанты - группы СИОЗС, имеют в таких случаях не антидепрессивный эффект, а противоболевой (антиангинальный). Так что, обращайтесь к толковому врачу-психотерапевту, и начинайте решать проблему комплексно и грамотно, работая со специалистом по индивидуальному плану. Доброго вам здоровья!
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Марина.
Описанные Вами симптомы могут говорить о невротическом расстройстве. Для постановки диагноза нужна как минимум очная или скайп-консультация врача психиатра-психотерапевта.
При большинстве невротических расстройств бывает достаточно психотерапии и дополнительных методов укрепления психики и здоровья: физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры, иглорефлексотерапии.
В некоторых случаях добавляется медикаментозная терапия: антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики.
Более подробно о лечении неврозов тут: http://preobrazhenie.ru/psychiatry/lechenie-nevrozov