РОЖДЕНИЕ ВТОРОГО РЕБЕНКА

Добрый день.
Неделю назад родился второй сын. Беременность планировали, ждали родов, но когда принесли младенца домой и у меня и у супруги появилось какое-то непонятное чувство вины перед старшим сыном (ему сейчас почти 3 года). Супруга часто плачет, хотя вроде головой понимаем, что такая обстановка это плохо, что большая семья это отлично, что появление второго сына это счастье и так далее, но ощущение вины или какого-то «предательства» перед старшим сыном пока не проходит. Возможно, это из-за того, что первого сына ждали 1,5 года, все внимание было направлено на первенца, очень сильно его любим. Вторая беременность получилась быстро. Подскажите, как бороться с этим чувством вины перед старшим ребенком, что необходимо делать?
Пётр Юрьевич Лизяев. медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт

А не нужно "бороться с чувством вины" - нужно просто давать старшему достаточно внимания и любви.
"Бороться с ЧВ" - это "лечить последствие, а не причину". Это всё равно что пытаться коросту, выросшую на коже от грязи, не смывать, а кремом замазывать...
Если вы задаётесь таким вопросом - значит вы достаточно любящий родитель, и - всё будет в порядке!
П.Ю.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.
Здравствуйте!
Это банальная детская ревность. С первых дней появления в доме новорожденного, необходимо проявлять внимание и к своему старшему ребенку. Ей сейчас приходится сложнее всего, ведь она потеряла свое исключительное положение. Чтобы побороть детскую ревность ко второму ребенку, следуйте нескольким правилам:
- Не нарушайте сложившиеся традиции. К примеру, если вы читали книжку перед сном своему ребенку, то, как бы вы не устали, делайте это и впредь. Ходили на кружок? Постарайтесь продолжить его посещение. Появление нового малыша не должно худшим образом отразиться на старшем.
- Продолжайте постоянный тактильный контакт со старшим ребенком: обнимайте его, целуйте, читайте книжки в обнимку. Это очень важно. Вспомните, даже взрослые супруги отсутствие объятий, нежности и поцелуев воспринимают, как отсутствие чувств и безразличие друг к другу. А как ребенок должен воспринимать их отсутствие?
- Привлекайте старшего ребенка заботиться о младшем. Например, вы можете попросить его держать полотенце в ванной, принести подгузники или развеселить (спеть песню, станцевать или скорчить смешную гримасу). Посоветуйтесь со старшим при покупке шапочки или штанишек для новорожденного. Это участие тоже положительно сказывается на нейтрализации детской ревности.
- Иногда старший начинает считать положение младшего более выгодным. Поэтому если ребенок начинает просить грудь, требует носить его на ручках, так как он «не умеет ходить», и носится с пустышкой во рту, не отказывайте ему в шалостях. Ко всем своим капризам он очень быстро потеряет интерес.
- Обязательно какое-то время уделяйте внимание только старшему ребенку без отвлечения на новорожденного.
Практически в каждой семье при появлении второго ребенка не обходится без детской ревности. И зачастую старший ребенок не в состоянии рассказать о своих чувствах, которые переполняют его при появлении нового малыша. Поэтому он реагирует так, как умеет.
Прочтите и следующий материал, который даст ответы на ваши вопросы: "Старший ребенок ревнует к младшему".
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
В данной ситуации Вам стоит даже по скайпу, но пообщаться либо с психологом, либо с психотерапевтом. Если специалист хороший, то 2-3 раза будет вполне достаточно.
Виталий Владимирович. Психолог-консультант, когнитивно-поведенческий терапевт
По хорошему, вам бы вместе с супругой обратиться к толковому семейному психологу и разобраться, с чем на деле связаны ваши переживания.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Анатолий.
чЧо случилось, то случилось, а чувство вины лишь вгоняет в депрессию, ухудшая нашу жизнь. Со временем придет любовь и ко второму ребенку.
Сейчас вам обоим нужна психологическая поддержка.
Теперь Вам нужно жить для двоих, а на это необходимы новые силы.
Найдите возможность поработать с психологом или психотерапевтом, чтобы быстрее прийти в себя.
Нестерова Тамара Валентиновна. Психолог-консультант по позитивной психологии
Здравствуйте, объясните жене, что теперь у старшего сына есть брат, и им вместе будет проще идти по жизни. Это самый большой подарок, который вы могли сделать старшему сыну. Главное теперь воспитать братьев в любви друг к другу.