ОТНОШЕНИЯ С ПОЖИЛОЙ МАМОЙ

Здравствуйте. Мне 27 лет, маме 57, она растила нас одна, отношения с мужчинами не сложились, была склонна к гиперопеке, она активная властная женщина, склонная к подавлению и навязыванию собственного мнения. Результат - я стала очень неуверенным в себе человеком, наверное это звучит смешно, но я до сих пор не имела серьёзных отношений с мужчинами, мама об этом и не заводила никогда разговор, как будто так и должно быть. Но проблема в другом, она начинает чувствовать приближение старости и у неё стали проскакивать фразы «я никому не нужна», буквально «цепляется» за нас с сестрой и вмешивается в каждую мелочь. Честно говоря, никакой личной жизни вообще нет...Очень трудно жить с человеком, который обращается с тобой как с малым дитём и при этом не желает учитывать твоё мнение и что-либо менять. Мама всегда говорит: я буду поступать так, как считаю нужным - и продолжает навязывать своё, даже видя, что это приносит нам дискомфорт. А проблема втом, что я не знаю, как мне себя вести, у меня двойственные чувства: с одной стороны чувство долга перед ней и желание её не расстраивать.а с другой -хочется резко так сорваться и уехать от неё, потому что иногда просто задыхаюсь уже от её «любви». Но чувствую, что она становится всё уязвимее, требует к себе такого отношения, которого хочется ей (при этом никогда не учитывала, какого отношения хотелось нам с сестрой от неё), а у меня просто нет психических сил на это. В своё время я не получила от неё того, в чём нуждалась я, а теперь не могу дать ей того, в чём нуждается она, просто как-то сухо на душе. Немного побаиваюсь этой своей неблагодарности. Рассудите, пожалуйста, как лучше поступить? какую линию поведения выбрать со стареющей мамой, для которой её дочери - весь смысл жизни. Близких доверительных отношений у нас как-то не сложилось. т.к. у мамы есть склонность к обвинениям и унижениям в общении. Проблема ещё в том, что я совершенно в свои годы не чувствую себя взрослой, так и ощущаю подростком лет 15-17, наверное потому что мама так всю жизнь к нам с сестрой и относилась, всё хотела доминировать, быть важной, всегда во всём правой и незаменимой, внушала нам чувство беспомощности. Вот и довнушалась. А теперь ей хочется душевного тепла, а где мне его взять? Подскажите, пожалуйста, как быть.
Федин Альберт Юдирович. Семейный психолог. Москва

Вопитывать маму. ясное дело, не следует. А вот воспитывать себя, помогать себе повзрослеть, это стоит того чтоб затратить усилий. чтобы получить конкретные рекомендации, обращайтесь за консультацией по водеосвязи или очно.
Александр. Семейный психотерапевт г. Санкт-Петербург
Здравствуйте! Да стоит взрослеть, в этом могут помочь психологические тренинги, группы и индивидуальная психотерапия.
Пётр Юрьевич Лизяев. медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт
Добрый день!
Это очень непросто - отстоять себя, отстоять своё право на собственную жизнь - в таких "удушающих" вас отношениях с самой близкой женщиной, которая пытается "сделать себе маму из собственной дочери", то есть по сути - использует вас. Может именно поэтому вы и не чувствуете себя психологически достаточно взрослой, самостоятельной.
По поводу непростых взаимоотношений между двумя самыми близкими женщинами - рекомендую вам почитать эту книгу.
Ну а разбираться с тем, как устроены ваши взаимоотношения с мамой и как можно было бы их поменять - это уже происходит в процессе очной работы с квалифицированным психологом - либо индивидуально, либо в группе.
Пётр Юрьевич Лизяев
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Здравствуйте, Флёр. Если мама в этой ситуации, как и Вы психологически страдает, то лучший выход из ситуации – семейная терапия. Но у Вашей мамы , на сколько я понял - все хорошо, и единственная её проблема обвинить Вас в чёрствости и манипулировать Вами. В 57 лет трудно исправить человека без его согласия и желания, но возможно. Возможно, сформировать новые взаимоотношения, приемлемые для Вас обеих. Иначе, лет через 10, когда мама уже действительно начнет стареть, а отношения будут ещё прохладнее – наладить что то будет невозможно. И нельзя такую маму оставлять в одиночестве, от одиночества ее психика может поменяться. Если семейная психотерапия для Вашей семьи невозможна, то Вам необходимо срочно обратится к психотерапевту в индивидуальном порядке. С помощью психотерапевта или психолога можно осознать психологическую проблему, увидеть способы ее решения, проработать психологический конфликт. Важную роль в психотерапии занимает обучение релаксации и эмоциональной саморегуляции.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.
Пришла пора испытать возможности семейной психотерапии. Сегодня она будет полезна и Вам, и вашей маме.