НЕВРОЗ

Здравствуйте. Панические атаки прошли, но при малейшем психическом напряжении (учёба) немеет всё тело и чувствуется сильное нервное напряжение в теле-в голове, в руках, везде. Стараюсь продолжить работу через силу, но только хуже- не могу сосредоточиться, слабость, очень неприятное, будто электрическое напряжение. Это опасный симптом? Он характерен для невроза? Пожалуйста, расскажите, что это за ощущения и почему они так пугают?
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте! Это проявления мышечного напряжения при тревоге. Марина, поработайте с врачом психотерапевтом.
Никишин Андрей Александрович. Врач-психотерапевт, Психиатр, Психолог г. Москва

Здравствуйте, это не опасно и полностью излечимо, если начать работать с врачом-психотерапевтом.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.
Здравствуйте!
Освойте методику прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону, и эти проблемы перестанут быть актуальными. Метод называется "прогрессивным" так как:
- Человек обучается в определенной последовательности выборочно ослаблять напряжение в конкретной мышце.
- Человек напрягает и расслабляет определенные мышцы тела таким образом, что весь процесс прогрессирует от расслабления основных мышечных групп до расслабления всего тела или какой-то его части.
- При постоянных ежедневных занятиях у человека отмечается прогрессирующая тенденция к развитию “привычки отдыхать” – психологической установки, характеризующейся меньшей возбудимостью и стрессоустойчивостью.
- Релаксация оказывает тормозящее воздействие на стрессовую реакцию, так как опять же из курса физиологии нам известно что человек не может одновременно испытывать два противоположных по качеству состояния например тревогу и состояние расслабления.
Методика нейромышечной релаксации Джекобсона
В общих чертах обучение можно разделить на этапы. Первый этап можно условно разделить на 3 шага.
1) лежа на спине, согнуть руки в локтевых суставах и резко напрячь мышцы рук; обратить внимание на возникающее ощущение мышечного напряжения;
2) расслабить мышцы и дать рукам свободно упасть; обратить внимание на возникающее мышечное расслабление и так повторить напряжение и расслабление мышц несколько раз;
3) сокращать мышцы, напрягая их сначала сильно, потом все более и более слабо;
Осознавать слабые мышечные сокращения и оставаться в состоянии полной неподвижности с расслабленными мышцами-сгибателями 15 мин;
Научиться достигать исчезновения самых легких степеней напряжения мышц;
После этого назначают упражнения, направленные на обучение расслаблению остальных поперечно-полосатых мышц-сгибателей и разгибателей туловища, шеи, плечевого пояса и др., в последнюю очередь – мышц лица и глаз (отводят глаза в сторону и вызывают ощущение напряженности мышц), мышц гортани и языка, участвующих в акте речи.
Второй этап обучения - "дифференцированная релаксация". Человек обучается сидя расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении, далее после специальных упражнений – расслаблять мышцы при письме и чтении, не участвующие в этих актах. Т.е. грубо говоря выключать те мышцы которые не задействованы в работе «здесь и сейчас».
На третьем этапе обучения предлагается в повседневной жизни замечать, напряжение каких мышц возникает у него при аффективных состояниях, от которых он желал бы избавиться (страх, тревога, смущение);
Уменьшить, а затем и предупредить сопровождающие их локальные мышечные напряжения и таким образом избавиться от этих нежелательных эмоций.
Техника выполнения
Под счет, про себя или вслух – “раз-два-три-четыре”, постепенно напрягаете мышцы. На счёт “четыре” мышцы максимально напряжены.
На следующие четыре счёта (“раз-два-три-четыре”) удерживаете максимальное напряжение в мышцах и еще больше напрячь их. На счёт четыре вы резко сбрасываете напряжение.
Далее вы просто прислушиваетесь к ощущениям в руке, изучаете это ощущение расслабления, какое оно, что напоминает, на что похоже, какие субъективные ощущения возникли, наслаждаетесь ими, запоминаете их. Можете представить образы расслабления в тех мышцах, с которыми в данный момент работаете. Это может быть вид расслабленных мышц, или какие – либо ассоциативные темы, типа развязанный узел, кисель, тёплый мёд, всё что придёт вам в голову.
По поводу счета, считая, не концентрируйте внимание на счёте. Счет идет фоном, в своём ритме, не спеша, как вам удобно.
При мышечном расслаблении можно придерживаться следующей последовательности. Каждое упражнение делается по два раза. Упражнения делаются перекрёстно, т.е. “левое плечо – правое плечо”, “левое предплечье – правое предплечье”.
I) Начнём с мышц рук и плечевого пояса.
1) напряжение достигается максимальным поднятием плеча.
2) поднимаете ладонь к плечу (напрягаете бицепс, как культурист).
3) Работаем на мышцы предплечья. Для максимального напряжения мышцы предплечий согните руку в лучезапястных суставе, максимально приближая кулаки к внутренним частям предплечий.
4) То же самое – к тыльной стороне предплечья
II) Мышцы ног
1) пальцы на ногах сжимаются как бы в кулак
2) носок ноги тянется максимально вверх
3) носок ноги тянется вперёд
III) Дыхание На первые “раз-два-три-четыре” – вдох На вторые “раз-два-три-четыре” – пауза На третий счёт “раз-два-три-четыре” – выдох На четвёртые “раз-два-три-четыре” – пауза
IV) Шея и трапециевидная мышца
1) напрягаем мышцы шеи и трапециевидную мышцу, можно представить, что вы несете в прямых руках очень тяжелые сумки, штангу и т.п. V) Лицо 1) максимально поднимаете брови (“удивление”)
2) максимально поднимаете крылья носа (“отвращение”)
3) максимальное растяжение губ (“улыбка”)
4) сжатие челюстей
5) зажмуривание
После этого делаете упражнений для лица 2,3,4,5 одновременно.
В конце можно также сделать все перечисленные упражнения “волной” – постепенно напрягай все группы мышц.
Если вы чувствуете оставшееся напряжение в какой-то группе мышц – повторите упражнения для этой группы.