ОКР. НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ

Здравствуйте
Есть навязчивые мысли
Почему то когда их нет мозг думает что без них уже невозможно, почему так, будто они уже на автомате. Без них есть тревога, будто чего то не хватает, потому что в привычном состоянии они есть. И из-за этого загоняюсь.
Когда есть плохо, нет плохо, но я бы не хотела жить с ними….
То есть это уже история на автомате.
Просто я мысли пропускаю через себя, чтобы цикл прервать, но когда их нет мозгу непривычно без навязчивых мыслей….почему так это работает?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте!
Навязчивые мысли (т.н. обсессии) и связанная с ними тревога - это сложная проблема, и то, что вы описываете, очень типично для людей, переживающих обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Когда навязчивые мысли повторяются снова и снова, в вашем мозге формируются устойчивые нейронные связи. Это как протоптанная дорожка в лесу. Чем чаще вы ходите по ней (то есть, думаете эти мысли), тем легче и быстрее становится по ней идти. Со временем мозг начинает "автоматически" активировать эти связи, даже если вы этого не хотите. Мозг привыкает к определенному уровню активности. Навязчивые мысли, даже если они вызывают дискомфорт, становятся частью этого привычного состояния. Когда их нет, мозг ощущает непривычную тишину, что может восприниматься как "недостаток" или "потеря". Это похоже на зависимость - организм привыкает к определенному веществу, и при его отсутствии возникает дискомфорт. Тревога - это естественная реакция организма на угрозу.
В случае с навязчивыми мыслями, тревога может возникать из-за страха перед самими мыслями (страх сойти с ума, навредить себе или другим) или из-за неопределенности, которую они вызывают. Чтобы справиться с тревогой, вы, вероятно, неосознанно используете разные способы (компульсии) - пропускание мыслей через себя, попытки их "рационализировать" или отвлечься. Эти действия могут временно снижать тревогу, но в долгосрочной перспективе только поддерживают цикл навязчивых мыслей. Мозг "учится" связывать эти действия с облегчением, что закрепляет их в качестве способа реагирования на тревогу. Когда навязчивые мысли есть, тревога тоже есть, но она как бы "привычна". Мозг знает, как с ней справляться (хотя и неэффективно). Когда мыслей нет, тревоги тоже нет, но это новое состояние, которое мозг еще не научился воспринимать как безопасное.
Вот ваш нынешний цикл ОКР: Навязчивые мысли - Тревога - Компульсии (действия или мысли, направленные на снижение тревоги) - Временное облегчение - Подкрепление цикла - Навязчивые мысли ... И круг замкнулся. В вашем случае, попытка "пропускать мысли через себя" (анализировать их, бороться с ними) является типичным компульсивным поведением. Это дает вам временное облегчение, но в итоге только подпитывает цикл! Навязчивые мысли создают иллюзию контроля над ситуацией. Когда они есть, вы как будто "заняты" решением проблемы, даже если это не так. Когда их нет, возникает ощущение, что вы теряете контроль, что вызывает у вас тревогу.
Спросите что же делать в такой ситуации? Первый правильный шаг в этом направлении, попытаться осознать, что происходит. Вы уже практически сделали это, описав свою ситуацию максимально подробно. Понимание механизма работы ОКР поможет вам более эффективно справляться с ним. И практическая работа с грамотным специалистом-психологом или психотерапевтом - самый эффективный способ. Специалист поможет вам разобраться в причинах ваших навязчивых мыслей, и поможет найти индивидуальные приемы укрощения тревоги, чтобы прервать цикл ОКР. Максимально эффективна когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), в частности, экспозиционная терапия с предотвращением реакций (ЭПР).
А пока вы еще не нашли "своего" специалиста, учитесь принимать свои мысли, не пытаясь их анализировать или бороться с ними. Это просто мысли, они не отражают вашу реальность!
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте.
Вы привыкли к этому деструктивному состоянию и когда снова выходите на свободное течение мыслей - это вызывает беспокойство.
Какое лечение Вы сейчас получаете?
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте!
Это - привычка. Вредная привычка. Вы занимаетесь решением этой проблемы?