ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА

Здравствуйте, уважаемые доктора!
Вот уже лет 5 мучаюсь сильным неврозом, причиной которого есть - заниженная самооценка. Думаю все мои проблемы начались именно с неё, из внутреннего конфликта, который я в начале даже не осознавал, как бы не обращал на него внимания. Это конфликт с сильным чувством вины и страха, конфликт между внутренним «отцом» (который унижает) и «ребёнком» (которого он унижает и который ужасно боится унижения).
Состояние уже на сегодняшний день патологическое и очень запущенное. Когда я один раз употребил сильный транквилизатор я понял с каким патологическим страхом я на самом деле жил всю жизнь. В детстве же конечно невроза не было, но я уже тогда был самым неуверенным парнем в школе. Условно, можно поделить людей на тех, кто унижает, и кого унижают. Так вот я был (и остаюсь) на столько неуверенным, что даже те другие парни, которых унижали, были гораздо увереннее меня. Получается, с одной стороны я очень неуверен в себе, с другой - у меня был всегда очень сильный страх быть униженным (очень большей страх чужого мнения), что повлекло к сильным стрессам и развитию хронического невроза. Сейчас уже пару лет моя психологическая проблема на столько велика, что ею только и живу. У меня появился хронический мышечный панцирь на лице, так сказать, страх быть «уродом» реализовался внешне! Если кто то там с заниженной самооценкой только думает, что плохо получиться на фотографии, а на самом деле это не так, то я реально выгляжу….. Я часто думаю, что выгляжу именно таким ( чувствую это по выражению лица и вижу себя таким в зеркале), которого хотят унизить и отвергнуть. У меня появилась навязчивость постоянно подходить и оценивать себя в зеркале, хотя на самом деле ни к каким навязчивостям я не склонен.
Через заниженную самооценку я не могу ни с кем сблизиться. Мне 22 года, но мне страшно только представить, что я могу встречаться с девушкой.. даже не так встречаться, как то, что те, кто меня знают, будут видеть меня с девушкой… вдруг там она узнает от других, какой я, каким меня всегда считали (по крайней мере у меня в селе). Дальше ещё в десятерне страшнее представить повседневную жизнь с той же девушкой... Мне даже страшно завести друга, который будет хоть на грамм выше рангом меня... а вдруг он поймет какой я «лох» и перестанет со мной дружить. Так и получалось в школе, на квартире, первом ин-те и во втором! Мне было всегда страшно, что меня могут отвергнуть одногрупники – а как известно, страх имеет свойство реализоваться, - то так и в самом деле получалось, и это не преувеличение. В общем дело доходит чуть ли не до паранойи, хотя это не паранойя, т.к. она оправданная жизнью!
Состояние, в котором я сейчас пишу есть результатом употребления нейролептиков (раньше я даже, при свои проблемах так бы не раскис и не додумался так на себя писать)! Пол года назад я пошел к психиатру со своей неуверенностью. Первое, что он выписал был афобазол, который ясное дело ничего не дал. Дальше он выписал Солиан. Должен сказать, какие бы мучительные состояния меня до этого не терзали, но нейролептик оказал на меня на редкость очень сильные побочки. Абсолютно ничего не дал, но вызвал сильнейшие нарушения со стороны психики. Сразу как только я начал принимать солиан я просто выпал из повседневной жизни. Я не мог ясно мыслить, точнее вообще не мыслил и не соображал нормально. Кратковременная память отсутствовала, наступила сильная деперсонализация, депрессия (хотя память, была всегда отличная, и никакой депрессии, деперсонализации даже приблизительно не было до нейролептиков, даже не взирая на мои психологические проблемы). С каждым употреблением солиана симптомы усиливались в геометрической прогрессии, словно он во мне накапливался. Я уже даже не осознавал, что со мною происходит, не понимал на сколько я изменился. Практически вся память стёрлась, осталась только, как бы, формальная. Произошли ещё такие изменения со стороны сознания, которые описать просто невозможно. Могу сказать только, что я не мог нормально адекватно оценивать происходящее. Нарушились естественные реакции сознания на внешние события. Да и вообще был на процентов 80% отключенный от внешне поступающей информации, превратился в овощ. Были также вспышки агрессии, раздражительности, сопровождающиеся обвинениями в сторону родителей за свое, как бы, неправильное воспитание. Возникло также тревожное расстройство, сильные навязчивости, паранойя.
Сейчас уже прошло где то 5 месяцев после отмены нейролептика (пил я его 2 месяца). Уже немного отошел, восприятие реальности стало более правильным, могу уже учиться, выполнять какую то домашнюю работу. Паранойя, безосновательная тревожность, паранойя то же прошли. Но по прежнему присутствует деперсонализация (хотя уже меньшая по сравнению с тей, что была). Не чувствую абсолютно волнения, страха, практически отсутствует кратковременная память. Например, хожу уже 5 месяцев в спортзал, а те с кем там общаюсь каждый раз словно чужие, незнакомые люди. Если раньше всегда я мог общаться с людьми, проявлять эмоции, даже не взирая на свою самооценку, то сейчас я просто не чувствую общения, не чувствую людей. Даже сейчас печатая я не испытываю каких либо эмоций, потому печатаю всё подряд, что думаю. Главное ещё что, через отсутствие кратковременной памяти моя личность просто разобрана. Например, я мог принять одно решение, через 2 часа я уже забыл думать, что я там принял, уже думаю по другому. Например, может быстро и безосновательно меняться мнение про людей… в общем каша. И это я ещё должен сказать, что по сравнению с 5-ю месяцами назад, когда я отменил нейролептик, я ещё о-го-го восстановился!
Также забыл сказать, что ещё пробовал антидепрессант (ципралекс) до нейролептика - эффект был тот самый, но кратковременный, т.к. принимал его всего 17 дней (все жалобы сходные с нейролептическими начались на 14 день, то есть когда АД начинает действовать). Должен ещё сказать, что вообще после нейролептика, стал очень чувствителен к любого рода химии. Даже от бутылки безалкогольного (там 0.5 град) немного опьянею. Да что там, мне даже стоит просто посидеть в компании, где принимают алкоголь (самому не пить) и я опьянею. И это не самовнушение! Уже много кратно раз перепроверил. Просто хватает самого испарения. И это не то что я был такой внушительный и слабенький всегда, такие изменения произошли именно после нейролептиков (может там рецепторы стали очень чувствительны, что ли). Раньше я мог вгасить сколько угодно и переносил не хуже, а то и лучше чем все алкоголь (хотя пил редко). В общем, что произошло со мной под нейролептиками остаётся загадкой. Я уже всю психиатрию перечитал и вдоль и в поперек, лучше в пару раз её знаю чем свою фармакологию (сам учусь в мед универе на заочном).
Думаю, что те изменения, которые произошли от нейролептиков, могут пройти разве что только сами по себе. Мне наверняка категорически нельзя пить никакой химии, которая влияет на психику.
Я бы 5 лет своей жизни отдал бы только чтобы вернуть время и не пить этого, извините, проклятого нейролептика. Ведь прежнее состояние было чисто психологической проблемой, приобретённой внешними событиями и наверняка, в первую очередь воспитанием. И потому, при условии, хороших событий в жизни, эта проблема была вполне обратимой.
Может быть даже то действие нейролептиков каким то образом, пусть даже косвенно связано с первоначальной проблемой. Просто что-что, а вот нейролептики как раз таки категорически нельзя было мне употреблять. Ведать через мою психологическую проблему, было нарушенная выработка то ли дофамина, то ли просто дофаминовые рецепторы стали сверх чувствительны в следствии психологической проблемы. Но опять же то, что происходило со мной до нейролептиков, было вполне объяснимо. То есть у меня не было какого то внутреннего состояние неоправданного внешними событиями.
Как и первоначальная проблема, так и сегодняшняя требует наверняка очень профессионального вмешательства.
Вопрос в том, что делать дальше? Вряд ли тут поможет хождения раз в неделю к психологу.. я через пол часа забуду думать, что там было у психолога. Возможно помогли бы какие то сильные положительные эмоции (положительные стрессы), то есть какие то такие события в жизни. Куда обратиться, что делать?
У меня есть разные варианты. Например, я всегда боялся конфликтов с ровесниками. А может мне стоит пойти в бойцовский клуб, подключился бы мой первоначальный страх, может быть я его именно таким образом поборол от части, да и деперсонализация от части прошла бы?
В общем варианты есть, но не знаю, что точно делать. Может быть здесь нужен совет, который выходит за рамки стандартной психологии. Вот мой эмейл Marius24@yandex.ru
Буду очень благодарен хоть за какие то предложения, советы.
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Здравствуйте, Роман.
Вам не стоит напряженно штудировать литературу по психиатрии. Без специальной подготовки и опыта работы по этой специальности Вы будете принимать одно за другое, а впридачу еще найдете у себя то, чего нет и никогда не было.
Это, кстати, обычная история с посетителями этого сайта.
Вы говорите, что длительность Вашего "невроза"  пять лет. И за это время Вы получали лишь медикаментозное лечение, которое не принесло успеха. Насколько я понял, Вы продолжаете учебу, не замыкаетесь "в четырех стенах" квартиры, так?
У меня к Вам вопрос, коль уж Вы прочитали массу книжек по нашей специальности: разговаривали ли Вы с врачами о целесообразности психотерапевтического лечения?
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Для уточнения сути происходящего с вами и решения вопроса о тактике по устранению проблем, рекомендую вам обратиться на прием к врачу-психотерапевту. Вопросами неврозов, их диагностикой и лечением занимаются они.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте Роман!
Заниженная самооценка - самооценка, которая по мнению компетентных людей либо по объективным показателям ниже адекватной.
Причины заниженной личностной самооценки разнообразны.
Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих либо негативные самовнушения.
Если негативные самовнушения идут вследствие того, что Вы имеет привычку видеть в себе преимущественно негативные стороны и не замечать свои достоинства, свои особенности считать недостатками, бить себя за ошибки - говорят о неприятии себя.
Низкая (заниженная) самооценка - житейское именование комплекса жертвы, используемое для как бы объяснения своего или чужого не вполне адекватного поведения.
Сказать: «У меня комплекс жертвы» - обидно, а «У меня заниженная самооценка» - звучит пристойно, благозвучно.
На таком житейском уровне "заниженная самооценка" оказывается психотерапевтической пустышкой: способом умно объяснить все, ничего не меняя. То, что часто принимают за низкую (заниженную) самооценку и почетно величают "синдром заниженной самооценки", на самом деле может быть, напротив, самооценкой завышенной.
Дело в том, что завышенная самооценка плюс склонность к позиции Жертвы создает иллюзию низкой самооценки.
Но в любом случае, Вам Роман, показана именно Психотерапевтическая коррекция
состояния! Ведь самостоятельно, без участия специалиста с большим практическим опытом, разобраться в осознании себя как такового бывает очень затруднительно.
И врач - психотерапевт, как раз и станет Вам помощником на этом пути!
Всего Вам доброго!