ПОЖАЛУЙСТА, ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕ!

Здравствуйте! У меня проблема. Моя тетя (70 лет) живет с нами, одинока. У нее в последнее время началось что-то странное с характером или психикой. Она и всегда была резкая, авторитарная, конфликтная, настойчивая, но сейчас - ужас. Ненавидит всех людей, все плохие, у всех ищет недостатки, радуется их неприятностям. Постоянно с кем-то ругается. На нас орет постоянно, что мы ей жизнь «поломали», «чтоб мы сдохли», «без нас лучше бы было» и т.п. Похоже, скоро драться начнет. Плюс склероз, плохой слух, плохое зрение. Все забывает, проливает, разбивает, теряет, а сваливает на нас или на то, что мы ей во всем мешаем. Мимо пройти нельзя - не так стали, не так посмотрели, не то сказали, не то сделали... Если «заведется» - будет психовать несколько дней. Иногда бывает «просветление» типа «ой, как я изменилась, что-то нервная стала, но и вы же - гады....» и - по новой. Врачей не признает, никогда не ходит к врачам, ненавидит, если дома кто-то к врачу обращается со своими болезнями - ругается. Поэтому к врачу отправить не удастся, пригласить - тоже, будет скандал. Что это и что делать, как быть?
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Оксана! Скорее всего речь идет о возрастных изменениях в психике. Для подбора медикаментозного лечения нужен осмотр специалистом, данные о состоянии ее здоровья, наличии сопутствующих заболеваний. Постарайтесь провести осмотр в моменты, которые вы описываете, как "просветление".
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте Оксана!
Маразм старческий (распад личности) - наиболее тяжелый вид негативных расстройств с утратой возможности контакта с окружающей средой, обусловленный психическими изменениями при атрофических процессах головного мозга.
Причина возникновения и развитие большинства заболеваний, обусловленных атрофическими изменениями головного мозга, остается неизученной.
Определенное место отводится наследственной предрасположенности, но полностью исключить влияние внешних факторов (острые внутренние и инфекционные заболевания) нельзя.
По возрастному критерию заболевания подразделяются на предстарческие (пресенильные) и старческие (сенильные) формы.
Психические расстройства, приводящие к маразму, представлены целой группой психических заболеваний позднего возраста, которые объединены по ряду общих признаков.
Патологические изменения в головном мозге обусловлены внутренними причинами (в том числе и наследственной предрасположенностью), а внешние влияния играют провоцирующую или усугубляющую роль.
В большинстве случаев начало заболевания медленное и малозаметное для окружающих. Течение хроническое, с постоянным нарастанием симптоматики и необратимое.
Характерным клиническим симптомом является развитие слабоумия от почти незаметных изменений интеллекта до полного слабоумия.
Возможности медикаментозного воздействия крайне ограничены.
Важное место занимают уход и надзор, так как больные в некоторых случаях не могут осуществлять самоуход.
Вследствие расторможенности влечений и расстройств памяти они становятся опасны для окружающих и для себя.
Желательным является оставление больного как можно дольше в домашней обстановке (при возможности обеспечить соответствующий уход), так как необходимость привыкать к новой больничной обстановке может способствовать ухудшению состояния.
Необходимо обеспечить максимальную активность пациента в течение всего дня, что препятствует развитию легочной патологии, ограничению подвижности в суставах, потере аппетита, появлению пролежней.
Положительный эффект на течение заболевания оказывает своевременное лечение сосудистых нарушений. Показана витаминотерапия. Ноотропные препараты оказывают положительное действие лишь на начальных этапах болезни. Борьба с бессонницей включает соблюдение режима дня: прогулки на свежем воздухе, занятость в течение дня, осторожное отношение к соблюдению постельного режима в дневное время.
На ночь рекомендуется назначение препаратов со снотворным эффектом в небольших дозах (нитразепам, диазепам). Нейролептические средства в малых дозах показаны только при наличии психотических расстройств или выраженной суетливости. Лечение больных с нерезко выраженными психическими нарушениями проводят в неврологических стационарах.
При наличии выраженных психических нарушений личности показана госпитализация в психиатрическое отделение с последующим наблюдением в психоневрологическом диспансере.
Прогноз зависит от скорости процессов распада личности и наличия сопутствующих заболеваний. Все больные с признаками маразма нетрудоспособны, недееспособны и невменяемы.
Более подробно и точно о тактике поведения Вам расскажет врач психиатр - психотерапевт, после того, как осмотрит пациентку.
Всего Вам доброго!
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Оксана!
Судя по всему, это - возрастные изменения психики. Вылечить их в полной мере - невозможно.
Возможно постараться замедлить болезненный процесс, однако, не всегда это получается.
Если нарушения поведения родственницы станут более серьезными - образайтесь в ПНД по месту жительства с заявлением об ее осмотре врачом в недобровольном порядке.