ОПАСНОСТЬ ПОВТОРА СУИЦИДА

Здравствуйте, большая проблема созрела в нашей семье: близкий человек не хочет жить.Был суицид,но слава Богу все обошлось.Вроде бы он понял, что сделал глупость спустя 2 недели вернулся к нормальной жизни, а сейчас все повторяется.У него очень непростая ситуация сейчас сложилась: он работал на высокой должности, но его выгнали с позором (причем незаслуженно, просто подставили).Теперь он не может уже год найти работу (ему 45 лет),т.к. его имя в городе все знают, он боится,что его кто-то увидит из старых коллег, он думает,что все вокруг плохо о нем думают, что он никому не нужен.Ситуация осложняется тем,что у него сейчас вообще нет заработкаи он сидит на шее у родственников.Он из-за этого тоже переживает.Он понимает, что нужно лечить депрессию, но не хочет брать деньги больше.Мы боимся, что будет рецидив суицида.Как себя вести с ним?Как заставить лечиться?
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте!  Вашему знакомому, особенно с учетом имевшейся попытки и сохраняющихся суицидальных тенденций - крайне необходима помощь врачей: психиатра-психотерапевта!!! Во избежание катастрофы, начать такое лечение нужно в стационаре! Не обращайте внимания на всякие условности, связанные с госпитализацией! Жизнь важнее их!!! Немедленно и только в стационар! Если он будет отказываться, то вызывайте психиатрическую бригаду "Скорой помощи" и госпитализируйте его без его согласия! Это очень важно!
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.

Уважаемая Юлия, любая суицидальная попытка, это очень серьезный показатель того, что человек пребывает на грани жизни и смерти!
Прежде всего нужно знать, что не каждый потенциальный самоубийца - психически больной человек, хотя конечно, и такое встречается.
И тех, кого вытащили с того света, вовсе не обязательно клеймить психиатрическим диагнозом. Вообще суицид - не повод для осуждения!
Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Hо не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.
Hа вопрос о смысле жизни однозначного ответа нет - потому что этих смыслов жизни огромное количество. И для каждого может найтись свой, причем не один!
Если у человека возникли мысли "зачем я живу" - значит, он собственный смысл жизни просто-напросто потеряли. Так его вполне можно отыскать - более того, во время таких "поисков" может обнаружиться другой, новый смысл, порой даже более интересный и достойный.
Поэтому главное в решении любой проблемы - не упираться носом в надпись "нет выхода", причем выход-то рядом, надо только голову повернуть.
Если Ваш Юлия, близкий, начал вести себя слишком рискованно - это тоже повод прислушаться к его проблемам. Hичего, что он вполне может быть сильной личностью и даже главой семьи - может, ему просто не хватает душевного тепла и понимания? Учтите, что скрытый суицидент чаще всего сам вам никогда не пожалуется - большинство из них, как правило, мужчины, а мужчинам у нас "плакаться кому-то в жилетку" не принято.
Именно поэтому, кстати, среди клиентов психотерапевтов примерно четыре женщины на одного мужчину, а в статистике суицидов - четверо мужчин на одну женщину.
Hе стоит доверять и распространенному мифу о том, что мол, "кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает". Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно.
И неспециалисту "диагноз" здесь поставить очень сложно.
Поэтому не всегда стоит пропускать такие высказывания мимо ушей.
Если же он с помощью попыток к суициду вами откровенно манипулирует, лучший способ - держаться от него подальше (таким образом, без зрителей спектакль не состоится). Hе поддерживайте диалог негодными методами.
Разумеется, поддержать другие способы разговора, более приемлемые, здесь можно и даже нужно.
Распространенный в народе способ отговорок - "чего встал, прыгай давай" - может сработать с точностью до наоборот.
Здесь лучше сказать родственнику, что решение о суициде - дело сугубо личное. Вся ответственность за это решение лежит на нём самом.
Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: мол, нельзя делать детей сиротами, нельзя бросать близких: Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: мол, я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе!
Опять-таки, скажите ему, что никто не заставляет его жить насильно.
А если он хочет в этой жизни быть значимой личностью - то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами?
Даже безработица и финансовый кризис - не повод для суицида!
В этом случае близкие, правда, часто утешают так: да ты не бойся, мы тебя прокормим: А вы не думаете, что это для человека удар по самому больному - раньше он сам зарабатывал и кормил кого-то, а теперь вынужден побираться?
Помощь здесь лучше предложить по-другому: не прокормим, а поможем первое время.
Hе берите его на полное обеспечение, а простимулируйте его доказать хотя бы самому себе, что своего разума и умений он не потерял.
Вообще важно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Hо ни в коем случае не говорить ему "Да ты не думай об этом!"
Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: "Hе думай о слоне". Hу-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно.
Точно так же нельзя впрямую отговорить человека "не думать о суициде".
Лучше подкинуть ему иную работенку для мозгов!
Итак, виноватых в самоубийстве, как правило, нет.
Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности.
Hо лучшая профилактика суицида - дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем!
Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью!
Всего Вам доброго!
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Юлия!
Я пишу ответ уже после того, как появились ответы коллег и первые комментарии.
Ситуация тяжелого унижения в сочетании с безденежьем - тяжелая психическая травма, для человека, который долгие годы занимал ответственный пост. Безусловно, он нуждается в психотерапевтической помощи, которая в бесплатном режиме практически недоступна.
Поговорите с Вашим близким человеком, скажите ему, что деньги, которые Вы даете ему на посещение психотерапевта - всего лишь деньги. Обязательно скажите, что способность обратиться за помощью к профессионалам, когда она нужна - признак силы, а прятаться и тянуть - слабости.
Вам важно понимать, что на фоне таких переживаний у человека может быть мало сил для принятия каких бы то ни было решений, он чувствует себя непонятым и одиноким. Близкие люди психотерапевтами быть немогут - не умеют, они близкие и просто любят. Помочь может профессионал-психотерапевт.
Наведите справки о работающих в Вашем городе профессионалах-психотерапевтах. Организуйте прием. Ведь, медикаментозной поддержки будет недостаточно.
Да, еще одно, Юлия. Человек, о котором Вы так трогательно заботитесь, сейчас переживает тяжелый жизненный кризис. Значение кризиса двояко: с одной стороны, это боль, с другой - возможность перемен и духовного роста. Даже в китайском языке кризис обозначается иероглифом с двойным значением: "страдание" и "развитие".
Поймите это сами и Ваша помощь станет более действенной. Однако, визит к профессионалу организуйте.
С ув., К.И.