КАК ПОМОЧЬ СВЕКРОВИ СПРАВИТЬСЯ С УТРАТОЙ ДОЧЕРИ

Добрый вечер!
Свою свекровь я знаю уже три года. 11 лет назад у нее случилось горе - она потеряла 16-летнюю дочь. Остался старший сын, женой которого я сейчас и являюсь. Я с пониманием отношусь ко всем датам, связанным с умершей, искренне жалею, что так все произошло... Стараюсь поддержать мужа и свекровь. Муж относится к этому адекватно, т.е. он помнит все даты, мы с ним ходим на кладбище, в церкви записки подаем... Больше-то ничего сделать не можем... Но не зацикливается на этом.
Смерть произошла 14 декабря 1999 года. А год назад 7 декабря у нас родился сын. И вот в этом году свекровь ведет себя очень и очень странно, а я не знаю, как ей помочь.
Вчера, 13 декабря, она была на кладбище, причем запретила моему мужу поехать туда вместе с ней, сказав, что «из-под палки ничего делать не надо, я сама со всем справлюсь», хотя муж искренне хотел поехать. Потом дома пекла постные блины, чтобы отнести в церковь на помин (так она поступает ежегодно), вот сегодня утром пошла в церковь на службу. Долго не было дома. В 3 часа дня она написала мне смс (видя, что я ей на домашний телефон много звонила): «Я уже дома. Говорить тяжело, сейчас все выключу. Приду в себя - позвоню. Может быть, после похорон»
Я так понимаю, что «после похорон» - это после годовщины похорон, т.е. 16-го.
Такое ее поведение - первый раз. Она «загоняет» себя в это горе, плюс обижается на нас, что мы праздновали день рождения нашего сына практически накануне этой даты. Но ведь у него теперь каждый год день рождения накануне! 7-е и 14-е - это ведь близкие дни. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы отметить его день рождения, поздравить его, а через несколько дней после этого поехать на могилку и помянуть сестру мужа.
Но что мне сейчас делать, как помочь свекрови? Что ей сказать? То, что она НИКОГДА не пойдет к психиатру, психотерапевту, это точно.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Вы предлагали ей помощь специалиста? Пусть это сделает ваш муж, но только не вы!
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Действовать нужно деликатно. В данном случае следует не забывать первое правило врача - НЕ НАВРЕДИ. Я бы посоветовал Вам начать решать эту проблему с очной консультации, в кабинете врача-психотерапевта. Придти нужно к врачу вместе с мужем. Возможно придется придти в гости к женщине вместе с врачом, либо придумать иной повод встречи ее с врачом. Все определится и выяснится на консультации. Но, нужно поторопиться. Судя по Вашему описанию, не дай Бог!, есть подозрение на возникновение острого психического состояния, которое может потребовать госпитализации, что так же требует деликатности и правильных действий со стороны врача и с вашей стороны. Поэтому, я Вам советую записаться на консультацию к врачу, работающему в специализированном стационаре и имеющему возможность оказать адекватную помощь как в условиях амбулатории, так и иметь возможность в экстренной госпитализации. Лучший вариант в Москве - запишитесь к Филашихину Вячеславу Вячеславовичу, в клинику "Преображение" - тел. +7(495)6320065
При ухудшении состояния необходима срочная госпитализация. Клиника "Преображение" работает круглосуточно. Госпитализация в острых состояниях проводится по предварительному звонку. Дежурное место для острых больных всегда зарезервировано.
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Тамара!
Потеря близких, особенно потеря детей - тяжелое испытание. Сложно что-то советовать в ситуации с Вашей свекровью, тем более, что по Вашему описанию полной картины не вырисовывается.
Безусловно, если и через 11 лет потеря ребенка заслоняет от матери происходящие вокруг события, в том числе и радостные события, то она нуждается в специализированной психотерапевтической помощи.
Кроме врачей-психотерапевтов есть еще и очень толковые психологи, умеющие оказывать такую помощь.
Обсудите с мужем возможность организовать встречу со специалистом.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Уважаемая Тамара, я бы настоятельно рекомендовал Вам, вместе с ее супругом, обсудить возможность организации очной встречи свекрови с толковым специалистом - психологом. В данной ситуации, мне кажется, это будет гораздо гуманнее и этичнее, нежели поместить человека тоскующего по своему потерянному ребенку, в психиатрическую клинику. Кстати сказать, внимание близких людей для нее тоже очень значимо и необходимо. Мы с Вами знаем, любовь иногда творит чудеса!
Что касается ее поведения, и такого вот смирения, обостренной памяти к датам и ревностного к ним отношения, то это говорит о глубокой вере и воцерковленности православного человека, и Вам это известно лучше чем мне. Думаю, ни одной субботней Литургии, ваша свекровь не пропускает, а уж о праздниках я и не говорю!