ОЧЕНЬ СТРАННЫЕ НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ И ОГРОМНЫЙ ДИСКОМФОРТ ИЗ-ЗА НИХ

Здравствуйте.
Сначала предыстория:
Мне 20 лет. Я три раза проходил лечение в клинике неврозов на дневном стационаре, начиная с 16 лет.
Было что-то вроде панических атак при посещении школы и некоторых других мест: сильная тошнота, позывы к рвоте, сильная слабость, позывы к дефикации, пот выступал и тд. На время лечение помогало. Диагноз в выписке: Расстройство вегетативной (автономной) нервной системы G90.8. Но это диагноз невропатолога. Что именно поставил мне мой лечащий врач (психиатр) там не указано.
При последнем обращении в клинику меня беспокоило то же самое, что и раньше, но добавилась ужасная утомляемость: я буквально спал целыми днями, ни есть (есть хотелось только ближе к вечеру), ни мыться не хотелось. От утомляемости лечение никак не помогло.
Но! Вот тут и начинается то, о чем я хочу проконсультироваться, но боюсь идти теперь на очный прием:
Во время последнего лечения анафранилом (75мг/сутки во время основного лечения) + рисполептом (1,5 мг/сутки во время основного лечения), примерно за три месяца (в июле этого года) до окончания терапии (тогда дозы препаратов уже снижались) начались навязчивые мысли, довольно странные (раньше такого не было. Разве что небольшие окр, связанные с повторением всяких успокоительных фраз, которые меня никогда не беспокоили). Я тогда готовился к поступлению на юр.фак. Часто слышал и читал, что юрист должен «взвешивать каждое слово» и тд. И я предал чисто подсознательно этому слишком большое значение. Тогда я начал объяснять себе значение каждого слова, вплоть до абсурда (пытался четко представить даже абсолютно абстрактные понятия). Потом я перешел на языковые конструкции, стал разбирать каждое слово. Постоянно об этом думал.
Наример (особо тяжелые случаи):
- О точном значении слов. Например «любовь», можно определить по-разному и точно нельзя, но как мы все понимаем, когда надо употреблять именно это слово.
- Что именно значит слово «что» (когда/где и тд). И как именно мы строим конструкции с ними и почему именно так, нельзя ли иначе и тд. Продолжение фраз после этих слов казалось мне довольно странным и неочевидным. (Наример, в предложении: он был там же, где и я). Я боялся, что если буду об этом много думать, то не смогу больше строить такие конструкции.
- Как мы используем частицу «не». Что точно она значит. Почему мы ее ставим именно в тех местах, а не каких-то других.
- Изначально были мысли о том, как мы вообще понимаем, что слова в предложении связаны между собой.
- Может ли акцент на определенные слова полностью менять смысл сказанного и как тогда мы вообще правильно понимаем язык, например при чтении. Там же нет интонаций.
- Как мы понимаем метафоры, ведь в них слова употребляются, как бы, совершенно «не по назначению». И, так же, юмор, основанных на них.
СЕЙЧАС около недели особо пугают такие мысли:
- Часто, когда слышу или читаю слова, которые обозначают вещества или пищевые продукты в общем виде, т.н. вещественные имена сущ. (хлеб, золото), невольно задумываюсь про какие же именно (конкретные!!!) идет речь. Например: «купи хлеба». Мои некоторые мысли: «да, это значит, что я должен купить любой хлеб, неважно какой именно. Но я не могу купить абсолютно любой, так как какой-то может уже быть кем-то куплен» или еще какой-то идиотский бред в этом роде.
- Когда я слышу, читаю или употребляю существительные, невольно пытаюсь их представить (то, что они выражают). Например, если мне кто-то будет рассказывать про кошку своих знакомых, которую я не видел, то я буду пытаться представить конкретную кошку. При этом я буду понимать, что это невозможно и не нужно (!), но буду невольно беспокоиться, что тогда я не совсем ясно и точно себе это представляю.
- Когда употребляются сущ. в мн. числе я сразу стараюсь осмыслить это говорится про все эти объекты, про большинство из их или только про некоторые.
Поясню последний пункт:
«Электроны имеют отрицательный заряд» (это про ВСЕ электроны)
«Птицы умеют летать» (это про БОЛЬШИНСТВО птиц)
И теперь я беспокоюсь, что неправильно понимаю смысл многих таких предложений.
И еще много таких штук.
Эти мысли периодически сменяются. И в каждый период времени меня беспокоит преимущественно какая-то одна или две из них. Но и остальные пробиваются иногда.
Все это вызывает чувство большой тревоги, что я (точно и «железно») этого не понимаю, могу разучиться говорить и читать и понимать речь вообще, понимать юмор. При этом, вроде как нарушений речи нет. Но я избегаю чтения больших текстов, просмотра фильмов вообще, даже ролики на ютубе, где есть речь, вызывают огромный поток таких мыслей и огромный дискомфорт. Я думаю об этом постоянно, в прямом смысле. Часто бывает, что я на автомате что-то скажу, а потом опять «разбираю» эту фразу на составляющие.
В последнее время мысли становятся все более бредовыми и идиотскими (я это полностью осознаю), но я чувствую, что уже потихоньку теряю здравое мышление и они, все-таки, берут некую власть надо мной. Они реально постоянные! Почти все (!) время, что я бодрствую, я об этом думаю. Хотя это для окружающих незаметно.
С языком - это основное. Но еще несколько моментов: я пробовал в это время заниматься математикой и она порождала такой же бред и огромный дискомфорт (да даже некие страдания, что ли) при думах о нем. Вплоть до того, что я стремился точно объяснить механизм счета и тд. Иногда, когда считал что-то во время решения задачи, скатывался до мыслей, как именно я отнимаю или прибавляю числа (на фундаментальном уровне). Хотя уже сто раз это себе объяснял, но без этого меня одолевала мысль, что я не совсем тогда понял решение. Тот еще бред вобщем. Иногда я даже не мог усидеть от этих мыслей на месте в прямом смысле. И много еще таких мыслей было. Недолго была навязчивая дума над парой философских вопросов, при которых я почти полностью терял способность нормально подумать над чем-то еще (нет, поговорить с кем то на отвлеченную тему я мог вполне, но как только разговор заканчивался, я опять возвращался к своей «проблеме»). И, конечно, это всегда причиняет мне большие психологические страдания.
Все это на фоне большой утомляемости и раздражительности и перепадов настроения. Хотя, я часто шучу и довольно часто бываю весел, строю довольно оптимистичные планы. Но часто они сменяются и очень плохими «сценариями» будущего.
Последние мысли уже очень пугают и я боюсь, что окончательно схожу с ума и теряю всякую логику и абстрактное, нормальное мышление и способность понимать речь и говорить.
Скажите, примерно, что это может быть, может ли это быть шизофренией (очень, вроде как, похоже многими проявлениями на формализм мышления, но я пока его осознаю и отвечаю адекватно) (не прошу ставить точный диагноз) и насколько это страшно.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Иван!
Даже самое подробное изложение проблемы - не заменит реальной беседы со специалистом. В установлении правильного диагноза, в понимании сути происходящего с пациентом - важен контакт, общение, разговор. В Вашей ситуации заочно не разобраться - она непростая и требует серьёзного изучения.
Потехина Вероника Юрьевна. врач-психиатр
Здравствуйте, Иван. Основываясь на Вашем письме, у Вас нет нарушений мышления, характерных для шизофрении. На лицо - выраженное обсессивно-компульсивное расстройство и ,упаси Вас бог, лечить его опять анафранилом и рисполептом. Поработайте с психотерапевтом.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте, Иван.
Симптомы описываемые Вами, скорее всего, действительно входят в состав т.н. ОКР (обессивно-компульсивного расстройства или синдрома навязчивых мыслей и движений). При этом сам синдром ОКР, может проявляться как самостоятельное заболевание, так и входить в состав других психических расстройств. В любом случае, самодиагностика при невротических состояниях (а ОКР является одной из форм клиники невроза) - дело весьма неблагодарное.
Трезвая, критичная оценка любой информации, как добываемой самостоятельно, так и получаемой от специалистов - это неотъемлемая часть успешного лечения любого невроза. А причины невроза - всегда лежат в жизни, вернее в её конкретном способе, который у каждого человека свой. Говоря иными словами, причины невроза всегда имеют психологический, а не биологический характер.
Это не болезнь, в привычном медицинском понимании, поэтому и лечить там привычными медицинскими средствами, например, лекарствами, просто нечего. Тем не менее, большинство врачей пытаются лечить невроз как обычные, соматические болезни, как следствие - имея неудовлетворительные результаты и порождая миф о неизлечимости невроза. Неизлечимость невроза - это миф, созданный недалёкими специалистами!
Это и врачи-психиатры, наскоро перековавшиеся в психотерапевтов, но так и не сумевшие осознать суть и смысл этого подхода, это и психологи, также не постигшие этого искусства и подменяющие психотерапию психоанализом.
Легко представить себе отчаявшегося избавиться от своего невроза человека, после того, как одни "психотерапевты" попотчуют его таблеточками, а другие - советами держать себя в руках и больше гулять перед сном, и рисуночками со стрелочками а-ля "болезнь отступает". Тем не менее, способ избавиться от невроза существует - это нормальная, настоящая психотерапия.
Чтобы уметь её отличить от вариантов т.н. парапрофессиональной имитации, достаточно иметь хотя бы общее представление о ней.
Литературы по психотерапии написано огромное количество, вы можете найти её самостоятельно. К примеру - книга Ф. Перлза "Гештальт-подход. Свидетель терапии", или книга Ирвина Ялома "Дар психотерапии".
Имея некоторое представление о том, что такое невроз, как от него избавиться и что такое психотерапия, Вы будете легче ориентироваться в многообразии предоставляемых с этой целью услуг. Это поможет вам сэкономить деньги, силы и время, а также сохранить уверенность в положительном исходе ваших усилий и скорейшем достижении положительной динамики.
Найдя хорошего очного врача-психотерапевта, и начав с ним заниматься психотерапией по индивидуальному плану, Вы вполне сможете избавиться от этого недуга.
Успехов, и доброго Вам здоровья!
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Иван.
Нестабильность состояния связана с тем, что Вы просто заглушили проявления болезни, не разобравшись с той информацией, которую она Вам несет.
Во-первых, то, что с Вами происходит, относится к нарушениям психической сферы. И заниматься диагностикой и лечением их надо у врача психиатра-психотерапевта.
Во-вторых, еще ни одна таблетка не решила ни одну психологическую проблему. Медикаментозная терапия помогает лишь справиться со следствиями психологического дискомфорта: бессонницей, тревогой, нарушениями вегетативной нервной системы (головокружение, слабость, сердцебиение...), страхами, сниженным фоном настроения... Разобраться с причинами возникающих нарушений, исправить имеющую ситуацию, изменить отношения к происходящему, научится по-новому проявлять себя, накопить ресурсы для изменений и т.д. можно на сеансах психотерапии.