НЕПРОСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКА У ПОДРОСТКА 13 ЛЕТ.

Добрый день. Моему сыну 13 лет. Учится в школе хорошо. Увлекается компьютером. Пять лет ходит в секцию самбо и четыре года в секцию каратэ. По характеру он дружелюбный не конфликтный ребенок. В последнее время одноклассники мальчики донимают его: могут оскорбить, унизить. Но он почему то боится дать сдачи. Боится, что его побьют! Поэтому терпит унижения. Как помочь преодолеть ему этот страх? Чтобы он мог и подраться, отстоять свою честь? Иначе со временем унижения станут нормой, а этого нельзя допустить. Он все таки должен вырастить настоящим мужчиной! Посоветуйте, как быть?
Елена Александровна. практический  психолог, к.п.н.

Ольга, если несколько утрировать тот смысл, который Вы вкладываете в понятие "настоящий мужчина", то получится, что только тот мужчина может считаться настоящим, который готов с кулаками отстаивать свою честь. Вашему сыну же понятие безопасности на данный момент гораздо важнее и понятнее таких слов, как "честь", "настоящий мужчина"и прочее. Секция самбо - это просто подарок Вам, а тихое, спокойное сидение за компьютером - подарок себе. Но если изучить приемы самообороны он еще способен ради Вас, то применять их он не может и не хочет. И это нормально.
Такого ребенка нужно учить не драться, не защищать с кулаками свое достоинство, а бороться со страхом быть отвергнутым и подвергнуться физическому насилию. Нужно разобраться, почему вообще он вызвает желание у других оскорблять и унижать? Как правило, так ведут себя с теми, кто чувствует, выглядит и ведет себя, как "жертва". Почему Ваш сын считает себя такой "жертвой"? Откуда эта неуверенность в своих силах? Как только появятся ответы на эти вопросы, станет понятно, как и чему его нужно учить дальше. Попытки же заставить менять привычный стиль поведения на агрессивный только потому, что так должны вести себя "настоящие мужчины", может только усугубить ситуацию и "подарить" ему еще большее количество страхов, потому, что агрессия (пусть и здоровая) - это на данный момент то состояние, которое противорчит его потребностям и желаниям.