РЕБЕНОК СТАЛ БОЯТЬСЯ

Добрый вечер! Дочке 3,5 года, ходим в садик с удовольствием, но есть вещи, которые меня очень беспокоят. Очень капризна и плаксива. С утра может закатить истерику и в чем причина понять не могу, то ли не выспалась, то ли еще что. Очень часто после дневного сна истерит, не только дома, но и в саду бывает. В сад идет бегом, но стоит зайти в группу, как падает на ковер и ноет минуты 2, потом вскакивает и бежит играть. Еще меня беспокоит, что очень тяжело привлечь внимание ее, если дело не касается конфетки))) с едой тоже проблематично, ест одно и тоже ( пюре, курицу, суп), отказывается что-либо пробовать, начинает орать «не хочешь» и визжать! А в последний, наверное, месяц она начала боятся пчел, мух, мошек... Если видит орет так, что уши закладывает и успокоить тяжело,пыталась ей объяснять, что они пролетают мимо и не трогают ее, но бесполезно. не могу понять где и что ее так напугало или отчего это, не знаю... Подскажите, что это и как с этим бороться?
Александр. Семейный психотерапевт г. Санкт-Петербург

Здравствуйте! Детям свойственно начинать бояться в определенный период жизни. Бороться не стоит, стоит помогать ребенку справляться. Очень хорошо на тему детских страхов пишет Ирина Млодик. Просто будьте мамой и дайте ребенку возможность безопасно бояться.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.
Здравствуйте Юлия.
Возраст трех лет - классический возраст для начала детских страхов. Ваш ребенок активно познает мир, составляя для себя т.н. "когнитивную карту". Она пытается выяснить, что и как в этом мире "работает". Ее радуют всё возрастающие возможности и собственная способность управлять людьми и предметами. Предсказуемое ее успокаивает, она понимает: да, это мне знакомо, это действует так. Непредсказуемое ее огорчает или даже пугает: малышка не понимает, как оно "работает" ...
Возраст трех лет - пора, когда пышным цветом расцветает, например, страх темноты. Ведь, темнота - это, прежде всего, непредсказуемость. Второй по распространенности страх в этом возрасте - страх насекомых. Именно потому, что неясно, как они "работают": захотят - прилетят, захотят - улетят. Да еще жужжат и кусаются - совсем неприятно.
Панический, неоправданный страх перед насекомыми в психиатрии называется энтомофобией. Три с половиной года - время расцвета страхов. А насекомое, как ничто другое, эти страхи подстегивает. Во-первых, ребенок мало что знает об этих существах. Их трудно рассмотреть, они двигаются непредсказуемо быстро, и у них у всех довольно страшные “лица”.
Во-вторых, дети очень быстро перенимают эмоции взрослых по отношению к насекомым: “Дави его, дави!”, “Не трогай, укусит!”, “Ой, оса!” Не понимая почему, ребенок начинает бояться любой крошечной букашки ... Так что же делать в этой ситуации?
1. Лучшее средство от детского страха насекомых - это чтение сказок, где насекомое - положительный персонаж. “В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик, зелененький он был”. Согласитесь, такой кузнечик страшным быть не может. Если не можете найти сказку, придумайте сами. Сюжет черпайте из русских народных сказок, подставляя вместо классических героев насекомых. Например, поменяйте героев “Теремка” на паучка, божью коровку, кузнечика, бабочку, жука и т.д. Наделите насекомых характером (один глупый, другой беззаботный, третий жадный, четвертый смелый). Нарисуйте насекомых - героев сказок.
2. Купите красивый атлас насекомых, предназначенный для возраста вашего ребенка. Картинки должны быть цветными и нарисованы художником (фотографии могут вызывать страх). Изучите жизнь насекомого, как оно строит гнездо, размножается. Скажем, гусеница, которая превращается в бабочку, не так страшна, как просто червяк, поедающий листья. Вырежьте насекомое из бумаги, и пусть ребенок держит это изображение в руках, играет с ним, рисует на нем.
3. Прежде всего следите за своими эмоциями. Если вы сами начинаете кричать и махать руками при приближении ос, то и ребенок будет их бояться. Если бабушка на дачном участке учит малыша давить гусениц, то у ребенка автоматически формируется образ насекомого как врага. Посадите жучка на свою ладонь, покажите дочке, что вы не боитесь насекомых, и она тоже со временем перестанет их бояться.
Успехов!
Мирослава. психолог
Юлия, к рекомендациям Олега Ивановича добавлю, что нам с сыном помог поход на выставку насекомых, птиц, бабочек.
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Юля, самое правильное, это показать ребенка детскому нейрофизиологу.
Сейчас сложно разобраться дистанционно в её состоянии. Нужно значительно больше информации.
В Москве могу посоветовать обратиться к детскому нейрофизиологу в клинику РОСА - Контакты
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Юлия.
Скорее всего, речь идет об особенностях психологического типа ребенка. У нее сильно развита сфера эмоций и слабо - ощущение потребностей своего тела. Отсюда консерватизм в еде и боязнь укусов насекомых.
Нужно пройти тестирование у детского психолога, а так же проработать болезненные моменты.