РЕБЁНОК ПОДНЯЛ РУКУ НА ВЗРОСЛОГО

Добрый день! Я не уверенна, что это вопрос по детской психологии, под вопросом поведение взрослых по отношению к ребёнку, так что, извините, если не по адресу.
Сыну 4,5 года, пол года назад он стал старшим братом, два месяца назад он пошёл к логопеду, что в совокупности повлияло на его психику, сейчас у нас с ним сложный период: кричит и плачет во сне, просто повышенная плаксивость, есть навязчивые движения, участились истерики из которых он сложно выходит. Занятия с логопедом мы пока отложили, стараемся чтобы ситуация в семье была спокойная, если случается скандал, мы не ругаем его, говорим спокойно, когда он уже готов слушать. Я стараюсь по-максимуму уделять ему время (получается плохо). Просмотр телевизора ограничен, в гаджеты играет редко. (К неврологу ходили)
На днях к нам пришли в гости свекры, мы сидим все ужинаем, сын капризничает (есть не хочу, мультики хочу и т.п.), я не очень люблю, когда все начинают вмешиваться в процесс воспитания, все-таки взгляды на него разняться, ну и вообще, воспитание- дело родителей, на мой взгляд. Но все четверо за столом сидят и уговаривают/делают замечания. Я вижу, что ребёнок на грани уже, в такой ситуации лучше перестать на него наседать, но бабушка и дедушка продолжают. они по-доброму и спокойно говорят с ним, но я вижу, что его уже надо отпустить из-за стола. Я не успеваю вмешаться, как на хныканье сына, свекр говорит (улыбаясь так, как со слабоумным): ну что ты как капризная девчонка? (Свекр добрый, хороший человек, но далёк от понимания детской психологии, я ему несколько раз говорила мягко, что не надо так называть мальчика, но бестолку). Тут у меня начинает все кипеть внутри, а сын уже криком кричит: я не девчонка! Не называй меня так- мне это не нравится!! На что свекр (по-доброму так, улыбаясь): ну ты же ведёшь себя как капризная девчонка, вот я и называю. Сын подрывается (рядом с дедушкой сидит) и бросается на него с кулаками (два раза по плечу махнул ему). Естественно реакция остальных взрослых незамедлительная: руки сына останавливают и орут: «разве можно дедушку бить??!..» Но так как я сама кипела от возмущения, я видела ситуацию с другой стороны: ребёнка оскорбили, он дал понять, что ему обидно такое слышать, его опять оскорбляют, несмотря на это. ребёнок не может понять как ещё защитить себя и машет на дедушку руками. Начал дедушка, но все сидящие за столом накидываются на ребёнка. В общем, на фоне криков «нельзя бить дедушку» я кричала: «дедушка не должен обзывать ребёнка, а ты, сын, не должен поднимать руку на дедушку!» Я решила, что если не сделаю на этом акцент, то в сына, который уже все равно не в состоянии спокойно анализировать ситуацию, сейчас полетят шишки от троих взрослых, а дедушкино поведение останется «нормальным». Сын оскорбленный и поруганный убежит реветь, и вынесет из этого: взрослые имеют право на любое поведение, а дети должны со всем смириться; или: дедушка все правильно сказал- я не мальчик, а капризная девчонка, раз взрослые все его поддержали. После моих слов все замолчали и ели в тишине. Потом постепенно разговорились, к ситуации этой не возвращались.
На следующий день, муж пришёл с работы и говорит: считаешь, что мы правильно среагировали на поведение сына? Я объяснила ему свою позицию, он вроде бы понял. Сегодня звонит мне сестра мужа, невзначай начинается разговор об этом. Мы минут 30 кидались друг в друга аргументами, но обе остались при своём мнении. Она считает, что сын не имел права поднимать руку на дедушку ни при каких обстоятельствах, а я оправдывая его поведение подорванным психическим состоянием, неправильно его воспитываю, что он сядет мне на шею и прочее. А что касается дедушки: ну подумаешь, он всех всегда так называет, что такого. (У сестры два сына, мой точно не менее воспитанный, чем ее , скорее наоборот) Я так понимаю эту тему уже обсудили все и моей позиции никто не придерживается. Все готовы взмахи руками четырехлетнего ребёнка прировнять к избиению взрослым мужиком беременной женщины, но никто не понимает, что безобидные слова дедушки в данном контексте и, для почти рыдающего ребёнка, звучат, как сильнейшее оскорбление (мне на это говорят: Марин, я не понимаю, ты серьёзно? Да он всю жизнь так говорит!)
К слову сказать, ребёнок у меня активный, коммуникабельный, хорошо развивается физически и умственно, с ним почти всегда можно договориться, не драчун. Вот такие махания руками случались на мужа, но очень редко, в состоянии истерики, мы их присекали. Если я была свидетелем такого, то обязательно показывала своё негодование.
С сыном я до сих пор не поговорила, да и не знаю, как он «должен был поступить», он ведь и так предупредил, что не надо его обзывать.
В общем вопрос: как нам всем надо было реагировать на поведение ребёнка?
В чем я не права?
Корректно ли я поступила, сделав, в данной ситуации, при сыне, замечание дедушке? (моя задача была не обидеть свекра, а показать ребёнку, что мне его обида понятна)
Как он должен был поступить, будь он «воспитанным ребёнком» (какие инструкции я должна ему дать)?
Извините за много текста. Буду благодарна за рекомендации.
ПС: я бы не придала этому такого значения, если бы не поняла с каким осуждением они относятся к реакции сына и моей позиции на сей счёт.
Соловьева Светлана Николаевна. клинический психолог, психотерапевт, гештальт-консультант, г. Новосибирск

Здравствуйте, Марина! Существует два основных подхода к воспитанию детей. Согласно первому "традиционному" подходу взрослый всегда прав, даже если он неправ . Второй подход более демократический, и согласно ему ребенок требует уважения, а взрослый хоть и главнее, но не имеет абсолютной власти над ребенком, а выполняет скорее роль старшего товарища, а не командира. Лично мне ближе второй подход, судя по письму, вам тоже, а родителям мужа - первый. Когда у взрослых в одной семье разные взгляды на воспитание, то конфликт неизбежен. Нельзя сказать, что кто-то прав, а кто-то неправ, у каждого своя правда.
Наиболее конструктивной позицией в такой ситуации является не вмешиваться в общение ребенка с родственниками со стороны мужа. Определяющим для характера и здоровья ребенка является то, как сним общаются родители. Одна ссора с дедушкой сыну  точно ему не повредит. Пусть у них будут "свои" отношения. У детей очень гибкая психика и сын скоро научится поддерживать с дедушкой ту дистанцию, которая ему комфортна. Если вам трудно сохранять спокойствие в таких ситуациях, сведите общение с родственниками мужа к миниму (например, сославшись на усталость). Если они захотят пообщаться с внуком, пусть забирают его к себе.
Вступая с родственниками в дискуссию по поводу "поведения" ребенка, вы как бы признаете на ними право вмешиваться в  процесс воспитания. Зачем? Вы и муж - главные воспитатели, остальные родственники могут лишь высказывать свое мнение, а ваше право прислушиваться к нему или нет. Вы вправе дать ребенку те инструкции по поводу его поведения, какие посчитаете правильными. Какие инструкции вы бы дали сыну, если бы его начал дразнить соседский мальчик?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Марина.
С др стороны - это где-то хорошо, что ребенок имеет доступ к разным воспитательным моделям. Ведь идеальных подходов или шаблонов не бывает. Доверьтесь тут мальчику: он сам выберет то, что подходит ему и отвергнет неподходящее.
С возрастом он будет сталкиваться с самыми разными моделями поведения людей и мировоззрением и, думаю, ему не всегда будут попадаться интеллигентные, тактичные и демократичные личности. Чем больше форм поведения он увидит и сформирует свою реакцию на них, тем легче ему потом будет общаться в обществе.
Это счастье - иметь столько родственников разных поколений, с неповторимым опытом и способом коммуникаций.
Вполне можно даже быть благодарными им за это.