СЫН 3 ГОДА ДЕРЕТСЯ СО СВЕРТСНИКАМИ, РУГАЕТСЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

Добрый день. Помогите пожалуйста разобраться в проблеме со старшим сыном. Ему 2 года и 11 месяцев, до рождения младшего реьенка (8 месяцев) он был единственным внуком в семье, самый младший, любимый. По характеру он всегда был капризулей, часто плакал, но в остальном идеальный ребенок, любил книжки, спокойно играл, могу сам себя занять, да и в целом он был скорее жертвой, чем нападающим в отношениях со сверстниками. Он всегда любил общаться с детками старше себя, а вот с ровесниками отношения не складывались, по крайней мере тогда, когда они старались залезть в его личное пространство. После рождения брата он стал ещё более капризным и к этому добавилось ещё то, что он стал драться. Когда младший подползает к нему, то он его отталкивает, рычит при этом, может ударить и сказать «уходи». Я не знаю как на это реагировать, пробовала и в угол ставить, кричала, даже шлепала, но все мимо. Теперь столкнулись с новой проблемой, когда в очередной раз он хотел ударить младшего, моя бабушка показала ему кулак и сказала «ты у меня сейчас получишь», он сильно расплакался и даже отвергал общение с ней ещё два дня. После этого случая он часто стал показывать кулак взрослым и кричать «ты у меня сейчас получишь», или говорить « я не хочу с тобой разговаривать». Это уже стало камнем приткновения с дедом, который считает, что внук растёт негодяем и что надо его воспитывать. Но как? Что мне сделать? От чего он так себя ведёт? Как реагировать? Как вести себя?
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Добрый день.
Ребенок растет и больше начинает осознавать себя. В рамках этого у него появляются собственные желания и видение мира. И это нужно учитывать, иначе ребенок не наберет необходимого жизненного опыта к 6-7 годам и ему сложно будет до 12 лет выработать собственную стратегию и выстроить свое мировоззрение.
Малыш не должен слушаться Вас постоянно, у него может быть свое мнение. Время от времени потакайте ему в его собственных потребностях и желаниях и позволяйте поступать по своему. Многое ему нужно проверить на своем опыте, чтобы убедиться, что вы были правы. Если он не пройдет этого сейчас, то нему придется проделать это гораздо позже, например в 30 лет. И тогда к этому времени он может наделать кучу ошибок.
Оставьте для себя самые принципиальные вещи, отказываясь от кт Вы теряете себя. Ну и все, что связано с общей безопасностью ребенка. А во всем остальном разрешите ему действовать самостоятельно.
Психологическая студия РОСТ. Елена и Александр Созончук, психологи-психотерапевты, нейропсихологи

Добрый вечер, Эмилия!
У Вашего ребёнка, судя по всему, кризис 3-х лет осложнился ревностью к брату. Ведь Вы сами говорите о том, что раньше он был для всей семьи любимым ребёнком, а теперь ему приходится делить с братом любовь и заботу взрослых.
Приходите на консультацию (без ребёнка), будем вместе разбираться, как выстроить новую воспитательную позицию в семье.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.
Здравствуйте!
В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.
Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое "я", малыш ведет себя "вопреки родителям", испытывая противоречия между "хочу" и "надо".
Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития, помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка приходят бурные переломы - ведь невозможно повернуть развитие вспять. Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает "скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие - открытие себя. Он независим, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.
Малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство. Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка. В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.
Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса - это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.
Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим. В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.
По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.
Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность "можно", то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что "эгоизм" ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание - как приказ. И вдруг - что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему - ребенку трудно понять.
И он в отместку твердит вам "нет". Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.
К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь "взрослые" подарки типа шариковой ручки для письма.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.