ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К УЧЕБЕ

у ребенка (2 класс) нет желания учиться, спрашиваю сделала уроки отвечает сделала, а проверяю ничего не доделано до конца либо вообще ничего не сделано пробовала и по хорошему и объсняла почему надо учиться, и ругала и угрожала ничего, что делать не знаю, очень тяжело найти подход, посоветуйте, пожалуйста, что делать
Маргарита Моторо. преподаватель психологии, практикующий психолог

Постарайтесь отвести ребёнка к школьному психологу, если атковой имеется в школе, если же нет, то обратитесь за очной консультацией к детскому психологу. Здесь можно предполагать многое, но конкретного ответа дать невозможно. Знайте что есть внешние факторы, которые ребёнка привели к такому поведению, и в них нужно разбираться.
Пётр Юрьевич Лизяев. медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт
Анастасия, хотелось бы добавить к ответу Маргариты, что на самом деле несколько настораживают ваши слова о том, что вы "не можете найти подход", возможно что эта проблема на самом деле распространяется не только на учёбу. Работа с квалифицированным психологом/психотерапевтом могла бы помочь установить нормальные взаимоотношения между мамой и дочкой.
Ведь это очень важно - и для вас, и для вашего ребёнка...
Пётр Юрьевич Лизяев
http://psy-therapist.ru
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.
Здравствуйте Анастасия!
Очень важно, чтобы у ребенка не сформировалось представление о себе как неспособном, неудачнике, отстающем, в чем-то ущербном, так как такое отношение к себе, действительно, может отбить желание к учебе и посещению школы, и, кроме того, негативно сказаться на всей последующей жизни.
Школьное обучение рассчитано на среднего ребенка, причем оно ориентировано, в первую очередь, на абстрактное, словесно-логическое мышление.
Те же дети, у которых в большей степени развито образное мышление, часто оказываются отстающими.
Ничего страшного, если ребенку не дается математика или русский язык, важно найти те предметы, которые соответствуют его природным способностям.
Именно в этой области пусть ребенок чувствует себя профессионалом, гордится своими успехами.
Первое, что требуется от родителей, - это приучить сына или дочь
вовремя садиться за уроки. Подсказать, что пришло время сделать
перерыв. Затем - что надо его кончить.
Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то напоминать о том,
что пора приниматься за работу, вам придется недолго - первые 2-3
месяца. Правда, это "удовольствие" может быть растянуто
на годы. Случается, что даже пятиклассник не начинает выполнять
домашнее задание без напоминания.
Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Если это первоклассник,
то маме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не
отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно
подвернувшейся бумажке. Он должен сразу же привыкать работать, не
отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то и родительские замечания
нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно
жестом, кивком головы, негромким напоминанием: "Пиши, пиши",
удивленным вопросом: "Почему же ты не решаешь?" Нотации,
пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они
только дополнительно отвлекают ребенка от работы.
Иногда нужно напомнить начинающему ученику, чтобы он не писал на
полях, чтобы, переходя к новому примеру, пропускал требуемое число
клеток. Если он ошибся, не спешите возмущаться: "О чем ты только
думаешь?/" Лучше по окончании работы помогите найти и исправить
ошибки. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую
объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно, нельзя
за ребенка решать задачу, проводить вычисления.
Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком
не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только
первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля.
Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько
минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться
делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый
результат.
Существуют специальные приемы, направленные на формирование у ребенка
внимания, самоконтроля. Один из них - обучение проверке решения.
Оно начинается с того, что взрослый пишет столбик примеров, в которых
ребенок должен найти ошибки. При этом ошибочные ответы чередуются
с правильными.
Для проверки ребенку дают красный карандаш. Против верных ответов
он ставит плюсы, а неверные зачеркивает, надписывая нужное число
сверху.
На втором этапе занятий ребенок сам пишет несколько примеров так,
чтобы одни были правильные, другие - нет. Листок откладывается на
2-3 дня, чтобы забылись написанные примеры, затем они проверяются
так же, как раньше проверялось задание, подготовленное родителями.
Все эти занятия проводятся в форме игры "в учителя".
Когда ребенок научится быстро и точно проверять примеры (написанные
как родителями, так и им самим), нужно побудить его применять выработанный
навык по отношению к школьным заданиям.
"Ты ведь так хорошо умеешь все проверять, а в домашнем задании
сделал целых две Ошибки и ни одной не исправил. Ну-ка, скорее всё
проверь!" Это говорится весело, без раздражения и недовольства.
Ребенок должен знать: его ошибки вас не разозлили, а удивили. Ведь
действительно странно - уметь проводить проверку, но не пользоваться
этим умением! Увы, такая "странность" для младших школьников
очень типична. О необходимости самопроверки ребенку придется напомнить
не раз и не два. И лишь когда она войдет в привычку, когда она станет
постоянной, можно будет прекратить напоминания.
И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления,
даже если от них в тетради получается "грязь". Самоисправления
- это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.
Работа по обучению самопроверке может проводиться и применительно
к русскому языку. В этом случае взрослый пишет несколько фраз (не
более двух-трех строчек), содержащих различные ошибки. Желательно,
чтобы это были такие же ошибки, какие часто встречаются у ребенка.
Можно переписать фразы из книги, чтобы для нахождения ошибки необходимо
было сверить оба текста. Скажем, в книге написано:"Под
елью сидел заяц", а вы пишете:"Под
елкой сидел заяц".
Дальнейшая работа проводится так же, как и по математике. Не бойтесь,
что ошибка, нарочно сделанная ребенком для последующего исправления,
окажется "тренировкой в неграмотности", войдет в привычку.
Напротив, такая ошибка обычно никогда не возникает вновь, даже если
раньше она была частой.
Домашние занятия с ребенком помогут ему в учебе. И все же иногда
случается, что ребенок все равно приносит плохие отметки. Отдельные
"двойки" и "тройки" - явление, знакомое почти
всем родителям. Как вести себя, если дочь получила "тройку"?
Что делать, если в тетради у сына обнаружилась "двойка"?
Прежде всего, отнеситесь к этому спокойно. Разберитесь, в чем дело.
Может быть, ребенок забыл выполнить домашнее задание? Тогда надо
доброжелательно спросить: "Ты ведь будешь теперь внимательнее
следить за тем, что задано, правда?" Но целиком полагаться
на сознательность начинающего ученика не стоит. Неплохо было бы
в течение нескольких дней, а возможно и дольше, самим родителям
последить за тем, все ли уроки сделаны.
Может быть, ребенком плохо усвоен учебный материал. Тогда придется
дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.
"Двойки" или "единицы", поставленные за неряшливость,
"грязь" в тетради, - серьезное наказание для ребенка (даже
если сын не подает вида, что расстроен). Родителям достаточно высказать
огорчение и выразить надежду на то, что в дальнейшем ребенок будет
писать аккуратнее. Никаких дополнительных наказаний применять не
надо.
А бывает, что ребенок получает низкие отметки за устные ответы (иногда
и за контрольные работы), хотя знает материал, выучил все уроки.
Хорошо ответить ему мешает волнение, возникающее каждый раз, когда
учительница вызывает его к доске. Такого ребенка надо ободрить,
внушить ему веру в свои силы. О плохих отметках не следует говорить
вовсе. Если беспокойство, волнение ребенка в таких случаях очень
велико, то следует посоветоваться с врачом-невропатологом: иногда
это признак начинающегося невроза.
Случаются и просто ошибочные отметки. Учительница могла не разобрать
ответа, неправильно понять вашего ребенка. Это не особенно приятно,
но ничего страшного в этом нет. Подобные случаи не нужно обсуждать.
Лучше всего сказать: "Я, так же как и ты, не знаю, за что Нина
Петровна поставила тебе "двойку". Если на родительском
собрании она это объяснит, то я тебе расскажу. Тогда мы подумаем,
как сделать, чтобы это не повторялось". В дальнейшем надо "забыть"
об этом случае и больше о нем не вспоминать. Объяснять ребенку,
что учительница ошиблась, не стоит. Для младшего школьника учительница
безусловный авторитет. Если она ошибается, то, следовательно, всё
происходящее в школе может оказаться ошибочным. Именно сомнения
в действиях учителя вызывают у многих детей охлаждение к школе.
Так же как не следует делать трагедии из "двойки", не
надо и слишком восторгаться "пятерками". Ребенок ходит
в школу не за "пятерками", а за знаниями. Только в них
смысл и цель учения. Отметки не плата за выполненную работу. Это
вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где
остались недоработки.
Чрезмерное увлечение родителей отметками приводит к тому, что и
у детей появляется так называемая отметочная психология. Ее девиз:
"Пятерка - любой ценой!" Вход идет выпрашивание:
"Не ставьте мне, пожалуйста, "тройку". Я завтра все
выучу и расскажу". Вместо вдумчивого, творческого отношения
к учебному материалу начинается зубрежка, списывание, подгонка под
ответ. Бывает, что подделываются отметки в дневнике. Короче говоря,
последствия самые печальные.
В заключение мы остановимся на одной из самых распространенных родительских
жалоб: "Мой ребенок не любит учиться". Чаще всего она
появляется к концу начальной школы (а впоследствии остается и в
средней школе). Принимать меры надо быстро: приближается сложный
подростковый возраст. Привить любовь к школе подростку будет труднее,
чем младшему школьнику.
Психолог не может давать готовых рецептов. Только сами родители,
подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем
вызвано нежелание учиться. Не сложились отношения с учительницей?
Может быть, вы сами подорвали ее авторитет в глазах ребенка некоторыми
неосторожными замечаниями? Придется срочно его восстанавливать,
даже если что-то в применяемых методах воспитания вас не устраивает.
Возможно, сказался частый неуспех. Школа в сознании ребенка связалась
с отрицательными переживаниями: то его ругает учительница за невнимательность,
то родители - за полученные "тройки". Выход один: перестать
замечать неудачи, сосредоточить все внимание на тех школьных достижениях,
которые есть. Пусть они невелики, но вовсе не быть их не может.
Один ребенок хорошо поет, им довольна учительница музыки. Вот на
это и надо обращать внимание, сделать предметом частых обсуждений.
Другой хорошо занимается по физкультуре. Это тоже может стать постоянным
поводом для похвалы. У третьего хорошо идет рисование. Почему же
не сделать центром домашних разговоров именно этот предмет? Итак,
родителям нужно начать интересоваться не промахами, а успехами своего
ребенка.
Но школа - это не только уроки. Ей придают привлекательность и кружки,
секции. К сожалению, когда ребенок неважно учится, родители порой
решают: "Нечего ему тратить время на дополнительные занятия.
Пусть лучше побольше сидит над домашними заданиями". Детская
жизнь обедняется, не используется один из важных рычагов воспитания
положительного отношения к школе.
Подчас подлинной причиной родительских тревог оказываются трудности
в общении со сверстниками. Это частый источник напряженности в отношении
ребят к школе. Приятно ли каждый день приходить в класс, где у тебя
нет ни одного настоящего друга? Еще хуже - где тебя постоянно дразнят
(а бывает и так).
Ну что ж, положение и в этом случае не безвыходное. Почаще приглашайте
одноклассников ребенка к себе домой (только не весь класс сразу,
а небольшие группы, по 2-3 человека). Устраивайте совместные интересные
игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию
друг к другу. Когда увидите, с кем у вашего сына или дочери лучше
налаживается контакт, постарайтесь познакомиться семьями, чтобы
взаимные визиты стали регулярными. Рано или поздно ваши усилия обязательно
приведут к успеху.
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Анастасия, Вам с ребенком следует посетить детского психолога. Причины такого поведения дочери могут быть разными. Нужно разбираться.
Нетрадиционная медицина
Семений Александр Тимофеевич. Ген.директор ООО НПЦИиОМ "Образ Здоровья"
Надо разбираться в чем причина.А без контакта с ребенком и со специалистом- это затруднительно.