КАК ПЕРЕЖИТЬ ПОТЕРЮ.

Убили подругу, в парке, вечером.10 ударов ножом в лицо. в тело, в шею.Как же так, неужели никто не слышал?Я не могу забыть ее лицо в гробу, не естественная улыбка.А какже рассказать 5летней дочке, что мамы больше нет? как гулять с сыном в этом парке, где произошло это? Я боюсь ходить на улицу, зная что где то ходит зтот нелюдь, она погибла в свой праздник- День учителя.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Пережитое вами - мощный стресс. Воспользуйтесь помощью врача-психотерапевта или психолога. В остром периоде она поможет вам справиться с нервами.
Арина Юрьевна Липкина. психолог

Ужасное горе, трагедия для всех близких, сочувствую Вам искренне. Сейчас для Вас самое сложное время, острое переживание потери, кроме того, осталась ее дочь, кто будет сейчас заботиться о ней, родственники? Кто возьмет на себя эту задачу - рассказать девочке о маме? С кем Вы можете говорить о своих страхах? Вы участвовали в похоронах, можете ездить на кладбище к подруге? Вы можете чем-то помочь ее ребенку?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.
Уважаемая Надежда, позвольте мне выразить искренние соболезнования в связи с этим событием.
Смерть подруги, тем более трагическая - это всегда большое горе.
Смерть всегда случается "вдруг". Психологически подготовить себя к этому событию невозможно. Только когда "это" случилось, начинаешь чувствовать боль и горечь утраты.
Вы пишете что осталась 5 летняя дочь. Взрослые, оставшиеся опекать ребенка, часто теряются: сказать ребенку о потере или пока не говорить? Брать или нет его с собой на кладбище?
Главное, говорите правду и делайте это своевременно.
Ребенок понимает, что приключилось что-то страшное, вся действительность вокруг него об этом говорит.
Но пока она точно не знает, у нее остается надежда, которой не суждено сбыться. Если известие о потере приходит по прошествии времени, все этапы горевания, которые родственники уже прошли, у ребенка начинаются с опозданием.
Вот только к этому может прибавиться обида на родных, из-за того что не сказали правду. И гораздо лучше, если горевание ребенок переживет вместе с семьей и близкими. Поэтому найдите в себе силы и скажите девочке о том, что произошло.
Она наверняка задаст Вам вопросы о ритуале похорон. Надо честно сказать, что маму положат в гроб вместе с цветами, родственники последний раз смотрят на нее, плачут, прощаются. Потом гроб закапают в землю, и на этой земле начинают расти цветы. Потом люди приходят на кладбище, ухаживают за могилкой и вспоминают маму.
Вопрос, брать или не брать ребенка на кладбище, остается в компетенции каждой семьи и ее традиций. В некоторых семьях берут на кладбище и маленьких детей, а в других избегают брать даже подростков.
Однозначной рекомендации здесь невозможно дать. Но если ребенок просит взять его с собой, зная, что это последняя возможность увидеть человека, пусть и умершим, стоит прислушаться к его желанию.
Девочка обязательно задаст вопросы о том, что происходит с душой: "А мама нас видит? Она на небе? А она может вернуться?" На это можно ответить, что душа умершей на небе, что там спокойно и хорошо, поэтому душа радуется, когда о человеке вспоминают что-то хорошее, и печалится, если долго плачут.
Иногда мама будет приходить во сне, но этого не надо бояться.
Подчеркните, что мама не может вернуться.
Говоря о том, что мама умерла, нельзя пользоваться расхожими фразами-шаблонами, такими как: "ушла от нас", "заснула вечным сном".
В этих случаях у девочки может появиться страх расставания с родными (а вдруг они не вернутся?) и боязнь засыпания, которая может серьезно нарушить сон.
Также при объяснении, что такое смерть, нельзя говорить, что это когда человек "уходит далеко-далеко". В этом случае у ребенка не формируется понятия конечности существования, и он продолжает ждать умершего родственника.
У нее может даже остаться обида и злость, что мама ушла, не попрощавшись.
Ребенок, проживая горе, может часто плакать, быть подавленным, и к этому стоит относиться с пониманием.
Но детская душа тянется к светлому, и порой, заигравшись, она может громко рассмеяться. Не стоит одергивать ее напоминанием о потере, пусть ее душа уравновешивается положительными эмоциями.
Взрослые могут также заметить такую "странность": ребенок может в играх отыгрывать момент смерти близкого, его похорон. Не нужно блокировать эти игры, через них идет проживание горя в наиболее близкой ребенку форме - игры.
Да и Вы сами сейчас наверное задаетесь вопросом:как облегчить свое горе?
Но это порой невозможно, да и не нужно.
Будьте уверены: настанет время, когда Вы сможете управлять своим горем, а не горе будет управлять вами. Не мешайте его работе, не блокируйте ее.
Чтобы немного облегчить боль, можно рекомендовать сделать что-то в память об умершей. Возможно, что-то, что она хотела сделать сама или вместе с вами.
Важно довести это дело до конца, и оно должно быть значимым и нести пользу другим людям.
В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас получает свое место в мире.
Но то, какую энергию будет нести для потомков человек, становится ясно, когда жизнь его заканчивается.
Не бойтесь говорить об умерших, рассказывайте о них детям, внукам.
Пусть складываются "легенды рода"!
Человек, достойно проживший жизнь, умирая, остается в сердцах родных и близких.
И весь процесс горевания направлен не на забвение, а на добрую память.