СУЩЕСТВУЮТ ЛИ СПОСОБЫ ОТКАЗА?

Здравствуйте.
Я замужем 30 лет. Мужу 64 года, ученый на пенсии. 5 лет как диагностированы множественные микроангиопатии и слабая деменция (плохая память на события 1 часа – 5-15 лет, плохая ориентация, периодическая раздражительность, остальное все в порядке). Ухудшения за эти 5 лет незначительные.
Много лет, если не всю жизнь, муж боится пренебрежения его мнением. Стоит уважающему его коллеге проигнорировать хоть какое-нибудь высказывание мужа, тот сводит с ним отношения на нет. Не думаю, что это болезнь, скорее свойство характера.
Сейчас мужу 64, и общается он только со мной. Сыновей игнорирует, так и не дождавшись от них пренебрежения – превентивно. Говорит, что чувствует отсутсвие почтения.
Но и со мной он часто прерывает отношения, раньше на день-два, сейчас на 3-5 месяцев. Пренебрежение находит непредсказуемо. Например, во время разговора я отвела от него взгляд. Не скандалит, просто замолкает.
Я изо всех сил стараюсь не провоцировать проблему, выработала свои приемы. Но из-за деменции все чаще стали случаться ситуации, когда я никак не могу пойти на поводу мужа. Например, он решил, что я старомодно одета и стал требовать обновить гардероб, причем подробно описал одежду и обувь 1980-х. Я в принципе могу походить и в ретро, спокойствие важнее, но такого сейчас просто не продают. Тогда удалось убедить мужа, пойдя с ним в магазины.
Но сейчас он опять замкнулся от моего пренебрежения: я записалась в парикмахерскую, а он считает, я должна стричься дома под машинку на 1,5-2 см. Мне уже нужна ваша помощь, сама я не могу ничего придумать.
Подскажите пожалуйста, существуют ли способы отказа с кратчайшим объяснением (на длинном по причине деменции муж не может сконцентрироваться), с тем, чтобы муж адекватно увидел ситуацию и не замыкался, а то ведь он совсем ни с кем не общается?
Спасибо.
Нестерова Тамара Валентиновна. Психолог-консультант по позитивной психологии

Здравствуйте, Галина!
То есть, получается, что Вы выполняете практически все прихоти мужа? Сейчас Вы пострижётесь под машинку, а завтра он Вам скажет побриться - Вы тоже подчинитесь? Несмотря на то, что супруг болен, либо это такие резкие черты его характера (точнее скажет врач), Вы не должны полностью подчиняться тому, что он требует. В данный момент Вы попали в созависимость с ним. Не забывайте о своих желаниях и своей жизни. Вы тоже есть и тоже существуете. Вы имеете право носить такую причёску, какую хотите, и общаться с детьми, даже если муж считает иначе. Позаботьтесь и о себе, иначе тоже заболеете. С мужем говорите мягко, с любовью, но не нужно потакать ему во всём, это осложнит жизнь и ему, и Вам. Фразы подбирайте короткие, но твёрдо стойте на своём. При необходимости обратитесь к психиатру для коррекции лечения мужа.
Никишин Андрей Александрович. Врач-психотерапевт, Психиатр, Психолог г. Москва
Здравствуйте, на фоне деменции происходит заострение особенностей характера. Поэтому у мужа все это так  проявляется. Обьяснять человеку что то сложно, так он действительно уже не способен понять. Его нужно показать психиатру, котрый назначит лечение для замедления деменции,  а также при необходимости мягкие успокаивающие если на это есть необходимость. Не нужно выполнять капризы мужа, тк на фоне прогрессивания заболевания его желания будут все более и более нелепыми.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.
Здравствуйте, Галина.
Помощь нужна не вам, а вашему супругу, и не со стороны виртуального консультанта, а со стороны реального врача-психиатра (психиатра-геронтолога), поскольку речь идет о пресенильной (сосудистой) деменции.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Отвечено.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Вряд ли удастся построить прежнее адекватное общение со своим супругом. Теперь стоит учитывать его особенности, связанные с его психической болезнью и не потакать ему, а все силы бросить, чтобы поддержать его физически.
Приглашайте психиатра на дом для назначения необходимой медикаментозной терапии, кт снизит прогрессирования болезни и несколько скорректирует поведение мужчины.