МЕТОДИКА КПТ ДЛЯ СНЯТИЯ ТЯГИ К АЛКОГОЛЮ

Добрый день. Подскажите пожалуйста какую нибудь методику КПТ которую можно использовать, когда появляется тяга к алкоголю(например какой нибудь метод дыхания или что нибудь в этом роде)!?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте, Сергей!
На сегодняшний день существует масса психотерапевтических методик избавления от алкогольной зависимости, но, к сожалению, практика показывает, что многие из них – абсолютно не излечивают болезнь до конца. После общепринятого стационарного лечения, у пациентов остается основная проблема - психическая зависимость к алкоголю.
Корни алкоголизма лежат глубоко в психике больного, а потому основой эффективного лечения алкоголизма, является мощная база психотерапевтических методик. Эффективное лечение алкоголизма основывается на снятии психической зависимости к алкоголю, так называемой тяги. В настоящее время накопился вполне приличный опыт комплексных методик лечения зависимости от алкоголизма, затрагивающих все компоненты данного заболевания: физический, психический, социальный, духовный аспекты. В этом направлении также идёт интенсивный поиск новых психотерапевтических методик, в том числе в комплексе с другими методами (медикаментозными, физиотерапевтическими, аппаратными и др.). Наиболее известны среди архивных методов - это, психосуггестивное кодирование по Довженко, и так называемый метод доктора Назаралиева.
В качестве альтернативы двум перечисленным методам, можно рассмотреть и более мягкий метод краткосрочной суггестивной психотерапии алкоголизма. Данный способ успешно позволяет преодолеть физиологический и эмоциональный дискомфорт. Позволяет решить психологические проблемы личности, зависимой от алкоголя. Поэтому основной задачей этого метода, является развитие индивидуального подхода в лечении аддикта, в том числе и в условиях групповой психотерапии. Указанные при этом цели терапии достигаются, потому что основное внимание пациента сосредоточено на беспокоящих пациента проблемах и реальной ситуации "здесь и сейчас", а не "там и тогда". При этом работа проводится непосредственно с деструктивными установками и поведением аддикта: не применяются психотропные препараты, при этом исключается побочное воздействие медикаментов на организм; совершенно не применяются и аппаратные процедуры. Эта методика недирективная, что позволяет с низким уровнем психологического сопротивления пациентов получить хороший психотерапевтический эффект; в методике акцент делается на позитивных сторонах трезвого образа жизни; используется не столько внешний опыт, а внутренний опыт аддикта и его внутренние бессознательные ресурсы, направленный на преодоление тяги к алкоголю и негативных последствий злоупотребления алкоголем.
Психологический личностный подход - это позитивная психотерапия, при которой используется созидательная установка на здоровый трезвый образ жизни, используя переосмысление и принятие собственного жизненного опыта с точки зрения позитивных подкреплений; здесь используются как позитивный жизненный опыт так и негативный , приобретенные вследствие злоупотребления алкоголя или формирования зависимости от него, (с целью формирования позитивного опыта трезвого образа жизни путем выработки позитивного условного рефлекса отношения к себе, людям, окружающему миру). Для начала проводится предварительная рациональная психотерапия: пациент чётко информируется, как проводится данная психотерапия, с той целью. И чтобы у пациента были представления о предстоящем лечении, чтобы снизить уровень ситуационной тревожности аддикта и ликвидировать неопределенность по поводу предстоящей психотерапии. И также следует установить рапорт с аддиктом, чтобы появилось взаимное доверие и понимание. Все это вселяет уверенность пациента и порождает надежду в возможности прекратить злоупотребление алкоголем. До начала психотерапии аддикту необходимо полное воздержание от употребления любых спиртных напитков не менее 3-х суток.
1. Вступительная часть - проводится рациональная психотерапия в группе с аддиктом. Пациенту разъясняется принцип формирования трезвого образа жизни после лечения, а также о возможных изменениях в организме после лечения и о желаемом поведении и отношениях с родственниками. Поясняется, что одним из условий кодирования является отказ от любых спиртосодержащих напитков.
Проясняется также желательное поведение зависимого после сеанса и то, от каких поступков рекомендуется пациенту воздержаться. Разъясняется, за счет чего человеку будет возвращено равнодушное отношение к спиртным напиткам. У пациентов по мере возвращения к трезвому образу жизни могут происходить ряд изменений в организме, которые будут способствовать улучшению качества их жизни. Развеиваются также нереалистичные ожидания и представления у родственников пациентов относительно расстройства психического и соматического расстройства, а также цели психотерапии. Отдельно оговаривается, что не все изменения, которые будут происходить с личностными изменениями у пациента после лечения, будут стопроцентно желанными их родственникам. Родственникам поясняется, какое их поведение желательно для закрепления полученных результатов психотерапии, особенно в первые несколько месяцев. В этот период формирования нового трезвого образа жизни поведение лиц в близком окружении пациента имеет важное значение, так как необходимо сформировать новые способы взаимодействий. Подчеркивается важность поощрения даже незначительных положительных изменений в поведении пациента. Здесь же оговаривается возможность повторного обращения как при возникновении каких-либо трудностей, так и при желании поделиться своими результатами.
2. Лечебная часть. Проводится только с пациентами. Длительность 50-70 минут. Проводится при сопровождении релаксирующей музыки. Этот этап включает три ступени. В ходе психотерапии используются техники и приемы проведения эриксонианского гипноза, эмоционально-стрессовой терапии, психосинтеза, символдрамы, трансактного анализа.
Первая ступень. Проводится в течение 15-20 минут. Пациенты недирективным методом вводятся в транс (используются приемы эриксонианского гипноза). В течение 10 минут погружение сопровождается звуком метронома с частотой 18-20 ударов в минуту. В этом состоянии пациентам предлагается вспомнить свой жизненный путь от трезвого образа жизни до возникновения, а затем и продолжения, периода систематического употребления алкоголя. В этой части через формирование визуальных образов в представлениях пациента проводится «очищение тела», направленное на восстановление функций внутренних органов. По окончании этой части сеанса без выведения из транса пациентам предлагается открыть глаза.
Вторая ступень. Длительность 20-30 минут. Проводится процесс осознания диссоциативного состояния, а затем проводится ассоциация, и формирование целостного восприятия себя. Для этого пациентам предлагается представить себя на левой ладони (для правшей) или правой (для левшей) в качестве «экрана» и почувствовать в состоянии алкогольного опьянения или «похмелья». Представить, как окружающие воспринимают пациента в состоянии опьянения или похмелья. Описывается ролевое поведение алкоголика как «Ребенка» и близких среди окружающих в роли «Преследователя» (с точки зрения трансактноаналитических подходов). После этого, используя психоаналитический подход, осуществляют переход к образу реальных родителей, их реагированию и поведению.
На правой ладони (для правшей) или левой (для левшей) пациенту предлагается представить себя и почувствовать в состоянии «Я - трезвый». Обязательно включаются визуальные, аудиальные и кинестетические составляющие этих образов и отношение к ним значимых для пациентов людей. Затем проводится ассоциация. Для этого аддиктам предлагается соединить ладони таким образом, чтобы ладонь, на которой представлялся образ «Я-трезвый», оказалась сверху ладони, которая становится доминирующей над образом «Я-пьяный». После этого пациенту дается команда прижать сложенные ладони к груди для интроецирования вновь образованного представления о себе, хотя он может еще не полностью осознаваться пациентом (приемы символдрамы).
После этого предлагается представить, что этот вновь сформированный целостный образ себя, полный сил, занимает все их тело, и пациентам предлагается определить связанные с этим восприятием себя ощущения.
Третья ступень. Длительность 15-20 минут. Аддикты вновь недирективным способом погружаются в транс (с применением приемов эриксонианского гипноза). Производится метафорическое внушение позитивного и конструктивного развития личности пациентов (личностно-ориентированные подходы). Индивидуально пациентом формируется оптимальный путь прекращения употребления алкоголя и формируется идеальная модель трезвого образа жизни в будущем, а также тех качеств личности, которые будут способствовать более успешной жизни, чем прежде (элементы психосинтеза). После этого пациенты выводятся из транса.
3. Завершающая часть. Проводится индивидуально в течение от 3 до 5 минут. На этом этапе пациент быстро вводится в легкий транс (прием нейролингвистического программирования) и им устанавливается период времени, который пациент бессознательно устанавливает для себя, в течение которого пациент будет вести трезвый образ жизни. И со стимулирующей целью делается точечный массаж в области акупунктурных точек:
1) в точке, расположенной по центру между надбровными дугами (для оказания стимулирующего эффекта на лобные доли мозга), в течение 3-5 секунд делают вращающие ввинчивающие движения по часовой стрелке большим пальцем правой руки, а затем в течение 2-3 секунд вывинчивающие движения против часовой стрелки;
2) по центральной линии между полушариями мозга, начиная от лобной волосистой части головы до макушки (эти точки ответственные за психику и оказывают общесоматическое воздействие на весь организм), в течение 3-5 секунд делают вращающие ввинчивающие движения по часовой стрелке большим пальцем правой руки, а затем в течение 2-3 секунд вывинчивающие движения против часовой стрелки;
3) в центре виска с обеих сторон, в эпицентре углубления (точка связана с центрами экстрасенсорного восприятия). Для этого одновременно надавливают подушечками средних пальцев обеих рук в области расположения описанных точек и в течение 3-5 секунд делают вращающие ввинчивающие движения по часовой стрелке, а затем в течение 2-3 секунд вывинчивающие движения против часовой стрелки.
Помимо лечебного эффекта массаж этих точек является приемом установления кинестетического "якоря". После этого пациент подписывает договор, и ему даются рекомендации устные и письменные (памятка), выполнение которых включено в реабилитационный этап:
1. Формирование избегающего поведения с застольями, отказ от мероприятий, во время которых предполагается прием спиртсодержащих напитков в течение 3-4-х месяцев.
2. Продолжение общеукрепляющей фармакотерапии и прием препаратов, способствующих уменьшению тяги к алкоголю, или назначение указанной терапии на протяжении 1,5-2 месяца.
3. Продолжение самостоятельной стимуляции межбровной точки путем надавливания подушечкой среднего пальца в течение 3-5- секунд и височных точек одновременным надавливанием подушечками средних пальцев обеих рук в течение 3-5 секунд. Процедуру рекомендуется выполнять 2 раза в день утром после просыпания и перед сном в течение 3 недель, что позволяет поддерживать условный рефлекс и психологическую установку «кода» на трезвый образ жизни.
4. Проводят замещающую терапию: с этой целью рекомендуется ежедневно выполнять: 1) физические упражнения, известные пациенту, утром и вечером по 15-20 минут; 2) дыхательные упражнения под счет, кратный 4 (вдох-пауза, выдох-пауза), с целью переключения и фиксации внимания на ощущениях, связанных с дыханием.
Клиника Преображение. Михаил Баклушев, врач-психиатр
Здравствуйте! Существует множество методов борьбы с тягой. Нет смысла полагаться на какой-то один. Вы должны быть вооружены многими методами, которые можно использовать при появлении тяги в разных обстоятельствах. Методы эти довольно индивидуальны и разрабатываются совместно с пациентом в ходе очной индивидуальной или групповой психотерапии.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте! Пробуйте методы отвлечения.
Никишин Андрей Александрович. Врач-психотерапевт, Психиатр, Психолог г. Москва
Здравствуйте, не существует универсальной методики, которая поможет всем, нужно обратиться к врачу, который с учетом Ваших индивидуальных особенностей создаст план лечения.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Самостоятельно от данной проблемы не избавиться. нужен комплексный подход: психотропная медикаментозная терапия + внутренняя психорлогическая работа при поддержке врача-психотерапевта. Выбор методики тут не важен.