НЕДОБРОВОЛЬНАЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР

Скажите, пожалуйста, как происходит недобровольная госпитализация в психиатрическую больницу? Видел неоднократно в своём ПНД неадекватных больных, приезжала полиция. А дальше что происходит?
Никишин Андрей Александрович. Врач-психотерапевт, Психиатр, Психолог г. Москва

Дальше либо приезжает скорая психиатрическая помощь и их забирают из ПНД, либо, если пациент крайне агрессивен, то полиция доставляет в отделение, а оттуда забирает скорая помощь.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Лечебное учреждение оформляет документы в суди - и суд выносит соответствующее решение о недобровольной госпитализации.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте.
Госпитализировать в недобровольном порядке возможно, только если есть прямая угроза для жизни и физического здоровья больного или его окружения. Во всех остальных случаях - нужно письменное согласие на осмотр и лечение от самого человека.
В таком случае родственники или полиция вызывают бригаду психиатрическом помощи, кт отвозят больного в стационар. Уже в больнице, если пациент отказывается от госпитализации, но его состояние опасно - оформляют его в психиатрический стационар через суд.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.
Здравствуйте!
Если факт наличия или отсутствия у гражданина, подлежащего принудительной госпитализации, психического заболевания не был установлен ранее, то его прежде нужно принудительно освидетельствовать. Заявление на освидетельствование подают врачу-психиатру родственники гражданина, врач любой медицинской специальности, должностные лица и иные граждане (например, сотрудники полиции) (ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 25 Закона от 02.07.1992 № 3185-1). Заявление должно быть подано в письменном виде и содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость освидетельствования, и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру. При этом врач-психиатр вправе затребовать дополнительные сведения, необходимые для принятия решения (ч. 4 ст. 25 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).
В неотложных случаях, когда по полученным сведениям человек представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, заявление может быть устным. В этом случае решение о психиатрическом освидетельствовании врач-психиатр принимает немедленно и оформляет записью в медицинской документации (ч. 3 ст. 25 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).
Врач-психиатр самостоятельно проводит принудительное освидетельствование, если по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает его непосредственную опасность для себя или окружающих (ч. 1 ст. 24 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).
Врач-психиатр проводит психиатрическое освидетельствование самостоятельно также в случае, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением (ч. 5 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).
Принудительное освидетельствование врачом-психиатром проводится с санкции судьи. Врач-психиатр проводит принудительное освидетельствование с санкции судьи, если по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи (ч. 2 ст. 24 Закона от 02.07.1992 № 3185-1). Врач-психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости принудительного освидетельствования, а также заявление об освидетельствовании и другие имеющиеся материалы, которые рассматриваются судом в течение трех дней со дня подачи. При этом также должен быть принят во внимание факт отказа или уклонения лица от освидетельствования в добровольном порядке (ч. 5 ст. 25 Закона от 02.07.1992 № 3185-1). Гражданин может быть госпитализирован до постановления судьи, при этом он должен быть обязательно освидетельствован в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров (ст. 29, ч. 1 ст. 32 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).
При освидетельствовании определяется: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также вид такой помощи, в том числе госпитализация в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 23 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).
Госпитализация в психиатрический стационар тоже требует соблюдения норм закона. По результатам психиатрического освидетельствования комиссия врачей-психиатров выносит решение об обоснованности или необоснованности госпитализации. В случае признания госпитализации необоснованной и отсутствии у госпитализированного желания остаться в больнице его немедленно выписывают (ч. 1 ст. 32 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).
В случае признания госпитализации обоснованной представитель медицинской организации либо прокурор подает в суд заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар, в недобровольном порядке. К заявлению прилагается мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости дальнейшего пребывания лица в стационаре (ч. 2 ст. 33 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).
Заявление и заключение комиссии врачей-психиатров должны быть направлены в суд по месту нахождения медицинской организации в течение 24 часов после признания госпитализации обоснованной (ч. 2 ст. 32 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).
Срок в 24 часа для подачи заявления медицинским работником не должен выходить за пределы 48 часов, предоставленных для госпитализации гражданина в стационар до санкции судьи (п. 2.3 определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 544-О-П). Судья рассматривает заявление о госпитализации лица в недобровольном порядке в течение пяти дней с момента его принятия в помещении суда либо в указанной медицинской организации. При этом дело не может быть рассмотрено в упрощенном порядке, поскольку касается ограничения прав и свобод гражданина, в связи с чем при его рассмотрении требуется присутствие данного гражданина или его представителя.
Кроме того, при рассмотрении заявления также обязательно участие прокурора, представителя медицинской организации, ходатайствующего о госпитализации, и представителя гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации (ст. 277 КАС РФ; ч. 1 - 3 ст. 34 Закона от 02.07.1992 № 3185-1; п. 70 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
По результатам рассмотрения заявления судья выносит решение, которым удовлетворяет или отклоняет ходатайство психиатрического стационара о госпитализации. Решение судьи об удовлетворении заявления является основанием для госпитализации и дальнейшего содержания лица в психиатрическом стационаре. Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вынесения (ст. 35 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).
При недобровольной госпитализации сотрудники полиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам и обеспечивать безопасные условия для осмотра госпитализируемого лица и доступа к нему (ч. 3 ст. 30 Закона от 02.07.1992 № 3185-1).