СИНДРОМ РАЗДРОЖЕННОГО КИШЕЧНИКА

Здравствуйте, очень нужна ваша помощь.
Описала свои проблемы гостроэнтерологу, мне ответили, что нужна консультация психотерапевта. Обращаюсь к вам за помощью. Суть проблемы изложена здесь: Проблемы начались где-то с февраля, в 2007 году у меня было подозрение на дисбактериоз, я прошла курс лечения и мне стало лучше.(делала УЗИ и глотала зонд-все в норме и анализы тоже) прописали панкреатин и омепразол, пила успокоительный сбор). В этом году боли (но не частые и больше просто дискомфорт) и чаще жидкий стул повторились в феврале этого года( в прошлом годе проблем не было). Мне снова назначили панкреатин, я пропила 10 дней, стало легче. Через пару дней я съела свежий огурец и мне стало плохо. Ничего не хотелось есть, постоянно тошнило, но не рвало. Болел живот или желудок, не было сил даже выйти на улицу. Пропила три дня моргонцовки, стало вроде легче. Но с того времени раз в 3-4 дня у меня жидкий стул (понос), боли во время него и потом тоже (чтобы остановить понос принимала лоперомед). Все это не прекращалось, переодически повторялось, не важно, что я съем, могла неделю есть только каши и все равно понос. Заменила лоперамед на имодиум (помогал быстрее), но все это повторялось. Раз в месяц здавала анализы - все в норме, но мне плохо. Я работаю в сфере туризма, бывают стрессы, посоветовали съездить отдохнуть на море. В конце августе я съездила, там понос был только раз. По приезду обратно три дня был понос, до этого три дня запор (ехали в поезде, кушали в сухую). Три дня пока был понос сдавала анализы и сделала УЗИ - все в норме. Снова прописали панкреатин и новопосит (предпологая, что все это на нервной почве). Новопосит мне не подошел - болел живот. перестала его пить стало легче. Налала пить панкреатин с 12 числа, закончила 21 числа (10 дней), сразу был запор, дня три, и уже пять дней все в норме. Живот сейчас не болит, но есть тяжесть небольшая. И все-таки есть какой-то дискомфорт. И еще лет в 19 у меня был нервный срыв по учебе, на следующий год после этого первый раз заболел живот. И бывает понос, когда понервничаю или переволнуюсь. может все-таки это из-за нервов. Подскажите, не могу даже выйти погулять, боюсь плохо станет, хожу только на работу и обратно. не знаю, что делать.
Спасибо за ответ.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте Надежда!
Можно сказать, что основной причиной СРК является неправильная работа нервной системы, управляющей кишечником. Говоря профессиональным языком, синдром раздраженного кишечника - это психосоматическое расстройство. Чаще всего синдром раздраженного кишечника возникает в результате подавления негативных эмоций, которые, не находя адекватного выхода, повышают возбудимость вегетативной нервной системы и проявляются в виде телесных симптомов.
Под влиянием психологического стресса или хронической психотравмирующей ситуации, значительно реже - кишечной инфекции, у некоторых людей, кишка становится чрезмерно чувствительной. При этом снижается порог восприятия боли и интенсивность восприятия боли становится не адекватной вызывающему ее стимулу. Болевые импульсы от кишки приходят в головной мозг. Так как головной мозг получает чрезмерно сильный импульс, то и ответный сигнал, направленный им к кишке, также является избыточным. В ответ на полученный сильный импульс возникает нарушение двигательной активности кишки, что больной СРК ощущает как боли в животе, вздутие живота, поносы или запоры.
Первые симптомы СРК появляются обычно на фоне нервного истощения или психотравмирующих ситуаций, таких как развод, тяжелая утрата, потеря работы или других значимых происшествий. Значительно реже СРК развивается после перенесенного пищевого отравления, но все равно в неблагоприятной психологической ситуации. Возможна также наследственная (семейная) предрасположенность.
Вряд ли СРК может быть связан с тем, что Вы неправильно питаетесь, однако, некоторые врачи придерживаются мнения, что употребление в пищу шоколада, кофе, алкоголя, чечевицы, бобов, молочных продуктов, а также обильная еда, изменение привычного характера питания во время командировок и путешествий может явиться пусковым моментом в возникновении симптомов заболевания.
В последние годы для нормализации моторной деятельности кишечника с успехом стали применяться новые препараты, которые действуют прицельно, расслабляя непосредственно гладкие мышцы кишечника.
Это так называемые миотропные спазмолитики (дюспаталин, метеоспазмил, дицетел). Они снимают спазм, а значит и боль, и способствуют восстановлению перистальтики на нужном участке кишечника, избавляя от запоров, диареи и метеоризма.
Очень важным моментом в лечении СРК является коррекция, имеющихся психовегетативных нарушений.
Во мировой практике, после массовых клинических исследований, признана эффективность как медикаментозных, так и немедикаментозных методов лечения.
К немедикаментозным методам относится проведение индивидуальной и групповой психотерапии; к медикаментозным - применение антидепрессантов. Поэтому, в лечении Вашего заболевания, желательно участие не только врача - гастроэнтеролога, но и врача - психотерапевта.
В заключение скажу что прогноз при СРК благоприятен.
СРК успешно поддается лечению. Синдром раздраженного кишечника не приводит к развитию злокачественных опухолей кишки или таким серьезным заболеваниям, как неспецифический язвенный колит или болезнь Крона.
Всего Вам доброго!
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Чаще всего такие жалобы, действительно имеют невротическую природу. Проконсультируйтесь у врача-психотерапета.