АТАКУЮЩИЕ НЕДОВЕРИЕ, ПОДОЗРЕНИЕ, ТРЕВОГА

Добрый день. Мама мужа, 67 лет, одинокая незамужняя женщина, последние 5 лет живет отдельно в др.стране, наездами (раз в год) в гости к сыну. Характер всегда был сильный - самостоятельная, все своими силами. Помимо такой силы характера стали все сильнее проявляться недоверие к окружающим, подозрение их в плохих намерениях, желание восстановить справедливость «пойду напролом, напишу президенту, пойду в прокуратуру», уже ходила по инстанциям, обивала пороги по разным поводам. Совершенно не смущается своих странностей, которые близкие люди воспринимают болезненно - едет в госте со своими вещами (туалетная бумага (ей важно, что у нее белая с собой, потому что в гостях - зеленая!), чашка, тарелка и пр.), хотя в гостях все есть. Хотели класть в больницу на комплексное обследование, потому как скакало давление, болело под грудью, терапевт в направлении написал «тревожно-депрессивное состояние». В одной больнице отказалась лежать, т.к. лечащим врачом оказалась молодая девушка кавказской внешности. В другой - не понравилось как с ней разговаривал врач на приеме. Уговорить сложно, стоит на своем, что там не лечат, а только денег со всех хотят вытянуть. Так и не положили никуда, времени и сил расхаживать по больницам нет. Кажется, будто она сначала соглашается, а потом ищет любой повод госпитализацию сорвать. При этом доверяет только какой-то нам неизвестной «клинике», где делают мед.книжки (по работе там делала давно). Верит в то, что получив мед.книжку, в которой формально написано «здоров», будет здорова и этого достаточно. Часто меняет мнения. Назавтра есть договоренность пойти прогуляться семьей - Может отказаться почти перед самым выходом на улицу. Не терпит определенные национальности, не всегда умеет скрывать эту неприязнь. Ей часто кажется, что кто-то что-то сделал нарочно, все события интерпретирует по-своему (не само сломалось, а кто-то сломал; заболели после гостей - они на нас специально болезни насылают, они нам не друзья и т.п.). Не думает, что многим может нас задеть в таких рассуждениях. Не умеет смягчать свой напор в высказывании своего мнения по теме. Даже если авторитетные или опытные-знающие люди пытаются ей объяснить. Дома предпочитает делать все сама, потому что так привыкла. Понятие, что у мужа есть жена, которая тоже может что-то делать по-дому, по-своему помогать, у нее нет. Мы для нее «дети», она заботится, не доверяя некоторые дела совсем («лучше я сама, оставьте»). У нее практически фобия (не признает), что там, где она живет одна, у нее хотят отобрать квартиру, соседи делают многие вещи именно ей назло. Ни с кем не общается кроме сына, жены и изредка брата, который тоже живет на расстоянии. Может наговаривать сыну, чтобы тот не общался со своими друзьями (некоторыми, которых она считает плохими людьми по какой-то совершенно нелепой причине - люди на самом деле хорошие). Нигде никогда не лечилась, только плановые посещения врачей изредка (стоматолог и подобные).
Последнее время нам кажется, что это не «упертость» в характере и не простые странности. Что это проявление или следствие тревог, которые она сама себе накрутила и живет в них, раздувая еще больше. По этой причине готовы отвести ее к специалисту, хотя она совершенно никак не признает, что у нее фобии, страхи, выдуманные истории, подозрительность. И, таким образом, к специалисту она не захочет идти, считая себя здоровой психически. Не понимаем, как установить, есть ли отклонения. Не понимаем, какой специалист должен смотреть и слушать. Не понимаем, как провести эту встречу.
Подскажите, это какие-то конкретные, распространенные симптомы и что нам делать? В первую очередь, как вести себя самим? Сын раздражается, пытаясь ее каждый раз «вразумить», разубедить и сказать, что она себе много лишнего придумала. Да еще и нас нервирует...
Спасибо.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Ирина! Возможно, что речь идет об особенностях личности, усилившихся вследствие возрастных изменений в головном мозге. Такие процессы - не редки у пожилых людей. Решить вопрос о наличии или отсутствие проблем с психикой может только врач-психотерапевт или психиатр и никто другой. Нужно организовать встречу с этим специалистом и решить с ним все вопросы по необходимости ее дальнейшего лечения.
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Здравствуйте, Ирина.
Вот некоторые распространенные симптомы сенильной деменции: развивается в возрасте 65—85 лет,
свойственны карикатурный эгоцентризм,
черствость,
скупость,
собирательство старых ненужных вещей, подозрительность, сутяжничество, пропадают прежние интересы и увлечения, усиливается аппетит,
появляются признаки мнестико-интеллектуальной недостаточности,
фиксационная амнезия, приводящая сначала к дезориентировке во времени, а затем и в окружающей обстановке, неузнавания собственного отражения в зеркале, расстройства памяти, ложные воспоминания.Диагноз ставит психиатр (психотерапевт) , которого можно вызвать на дом.Вести себя аккуратно, не переубеждать, не перечить, не волновать и т.п.
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Иногда, в подобных ситуациях, стоит учесть возраст и возможно прощать ей её некоторые характерологические "слабости". При возрастных изменениях головного мозга, которые могут начаться после 60 лет (у разных людей по разному), подход должен быть не только медицинского характера, но и проводить некоторые "воспитательные" мероприятия.
Ирина, это не тревожно-депрессивное расстройство, речь идет об инволюции головного мозга и акцентуации характера в связи с этим. Симптоматика очень характерна для этого. Но, естественно, для оказания адекватной помощи нужно её осмотреть. Может быть и не стоит терзать пожилую женщину в больнице, и вполне можно обойтись адекватно подобранной терапией в условиях, более комфортных для неё - в домашних условиях, амбулаторное лечение.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте Ирина!Ничего странного для врача, в таких "проявлениях" активной жизненной позиции, человека в возрасте - в общем то и нет. Речь конечно же, можно вести о возрастных мозговых изменениях, которые происходят не по воле самого человека. Другое дело, что их появление, у каждого конкретного пожилого человека - проявляется индивидуально.И если рядом с пожилым человеком, оказываются рядом родственники, готовые помочь и принять участие в облегчении его жизни - хорошо. А если нет, то сколько таких ситуаций вокруг... Так что, не стоит негодовать. Попробуйте понять, простить и принять. Ведь все мы, рано или поздно - станем старыми. И одному Богу известно, как мы себя будем проявлять и вести, по отношению к окружающим (в том числе - и к своим родным)...